22.07.2020
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для
речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования
взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии –
это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого –
забота о душе и есть терапия).
В каких случаях
используется сказкотерапия для дошкольников?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому
нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид
терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие
нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это
дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи,
аутистического спектра и др.
Задачи
сказкотерапии:
Развивать речь
детей;
Выявить и поддержать
творческие способности;
Снизить уровень тревожности и агрессивности;
Развивать способности к естественной коммуникации;
Формировать умение
преодолевать трудности и страхи;
Формировать навыки конструктивного выражения эмоций
Художественные
сказки делятся на народные и авторские.
Народные сказки
способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи,
поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в
сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей
позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль
сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход,
главное не сила, а смекалка.
Дидактические
сказки.
Дидактические сказки
используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В
этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся
одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный
материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а
значит, процесс обучения становится более эффективным.
Диагностические
сказки.
Диагностические
сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его
характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает
предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно
предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем
тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния
ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Психокоррекционные
сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая»
неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл
происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается
ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок
будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться
пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и
проблемами.
Приёмы работы со
сказкой.
Чтение сказки и её
анализ Цель: Осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной
ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания
детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше
всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным
персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было
радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое
настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались
ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки?
Рассказывание
сказок
Рассказывание сказки
от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от
имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.
Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса
Премудрая. Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди
рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Групповое придумывание
сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором
государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две
фразы и т.д.
Проигрывание
эпизодов сказки, драматизация
Проигрывание
эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые
ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно
выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль
сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Рисование по
мотивам сказок
Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; любимого
сказочного героя, - сказочной страны - рисуя или работая с различными
материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли,
освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Структура
сказкотерапевтического занятия
Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу).
Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч,
ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам
тихонько приоткрыла». Основная часть, где педагог рассказывает детям новую
сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы
к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и
анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать
тот опыт, что приобрели сегодня. Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт
связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия. Ритуал
«выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё
важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.07.2020
Дата обновления: 22.07.2020
Дата публикации: 22.07.2020