07.12.2022
Динамика формирования речи в онтогенезе.
№ |
Форма речи |
Примерный возраст появления |
1. |
Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) |
1-2 мес. |
2. |
Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит нараспев звуки, например «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н» и т.п.) |
2-3 мес. |
3. |
Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам многократно произносит слоги- ма, па, ба, на, да. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а».Часто от малыша можно услышать звуки, которых не существует в природе и которые невозможно произнести.) |
6 мес. |
4. |
Лепетные слова (Ребенок использует в речи 6-10 облегченных слов, состоящих из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.) |
8 мес.-1 год 2 мес. |
5. |
Слова-предложения (До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание, которые в зависимости от ситуации могут выражать разные значения). |
1 год 2 мес.- 1 год 6 мес. |
6. |
Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами,
объединяет два слова (например: «Мама, дай!»). Словарь ребёнка активно
растет: примерно 50-70 слов ( местоимения). |
1 год 6 мес. – 2 года |
7. |
Активный рост словаря (увеличивается в 3-4 раза). Общение активное с помощью развернутых фраз (3-4 и более слов), речь аграмматична. Ребенок хорошо понимает обращенную речь и содержание сказок, может отгадать простые загадки, знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, т.е. объектов из его ближайшего окружения, начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: м, мь, н, нь, п, пь, б, бь, ф,фь,в, вь, т, ть, д, дь, к, кь, г, гь, х,хь, й, сь, ль. При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова) |
2 года-3 года |
8. |
Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам, использует предлоги, все основные части речи). Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения (Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов). Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. К четырем годам в речи ребенка должны появиться свистящие звуки: С, З и Ц. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей. Появляется словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка). Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. |
3 года – 4 года |
9. |
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки и достигает 2500-3000 слов. В активной речи ребенка появляются более сложные обобщения. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К пяти годам в речи ребенка должны появиться шипящие звуки: Ш, Ж, Ч и Щ. У части детей могут наблюдаются смешения свистящих и шипящих, Допускается отсутствие сонорных звуков Р, РЬ, Л. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. |
4 года-5 лет |
10. |
Качественный скачок в овладении связной речью: ребенок способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность. Ребенок активно пользуется обобщающими словами. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений. К 5, 5 годам должны появиться последние недостающие звуки Р, РЬ, Л. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов. |
5 лет-6 лет |
11 |
Запас слов расширяется. На седьмом году жизни ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор на любую доступную его возрасту тему. В речи использует синонимы, антонимы, начинает использовать отвлеченные понятия и сложные слова. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их. Формируется культура речевого общения. Ребенок должен освоить звуко-слоговой анализ слов (умение определять количество и последовательность звуков и слогов, место каждого звука в слове), уметь составлять предложения по картинке, на заданную тему, по опорным словам, вычленять предложения из потока речи, вычленять слова из предложения, определять количество слов в нем, называть слова по порядку. Эти умения формируются при специальном обучении и имеют важное значение в овладении чтением и письмом. |
6 лет – 7 лет |
1. На что обратить внимание:
Признаки
благополучного развития речи у ребенка
· Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
· У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
· Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
· Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
· Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
· Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки
неблагополучного развития речи у ребенка
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
2.Как можно помочь малышу в развитии его речи:
• Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему.
• Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, угадывайте и озвучиваете его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться.
• Старайтесь «перехватывать» протестующие «заявления» вашего малыша, переводя их в мелодию, песенку или в звуковую игру.
• Играйте в забавные, веселые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «а-гу»», «Вот как кубик упал – бах».
• Чётко и правильно называть разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.
• Комментируйте свои действия: «Будем пить», «Идем спать», рассказывайте, что происходит вокруг: «За тобой пришла мама или папа», «На улице идет снег».
• Описывайте чувства малыша и других людей и объясняйте их причину: «Ты сердишься, что мама долго не подходила к тебе» и т.п.
• Старайтесь использовать позитивные установки: «У тебя получится» (вместо: «У тебя не получается?»)
• Рассказывайте малышу потешки, стихи, сказки, читайте книги, пойте песни.
• Будьте с ребенком вежливы – с раннего возраста необходимо наполнять пассивный словарь ребенка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.
• Развивайте мелкую моторику ребенка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику, занимайте ребенка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т.д.
3. Когда обращаться к логопеду:
В 3 года, заниматься постановкой звуков не целесообразно. Ребенок не усидчив, и как мы знаем некоторые звуки ещё допустимо не произносить.
Если в 4- 4.5 года у ребенка нарушено произношение 1-2 звуков (обычно, Р, Л), то можно подождать до 5- 5.5 лет. Стоит обратить на это внимание и заниматься дома хотя бы артикуляционными упражнениями.
Если в 3-4 года, ребенок говорит предложениями из 1-2 слов, пропускает и заменяет слоги, имеет бедный словарный запас, то тут уже ждать не стоит. Занятия и игры по стимулированию речи, развитие речи и словаря необходимы, а артикуляционные упражнения укрепят, подготовят язык, губы для освоения звукопроизношения дальнейшем.
Таким образом к логопеду можно обращаться:
с 3 лет, если речь отсутствует или на уровне простых слов.
с 4 – 4, 5 лет, если нарушено произношение 7-10 звуков.
с 5 – 5, 5 лет, если в речи нет 1-2 звуков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.12.2022
Дата обновления: 07.12.2022
Дата публикации: 07.12.2022