06.04.2022
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум
ребёнка находится на кончиках пальцев, рука — это инструмент всех инструментов»,
заключал ещё Аристотель. « Рука — это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Многим известно о взаимодействии развития
речи и тонких движений рук, или говоря иначе, ручной и речевой моторики. Рука,
пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм
мыслительной деятельности ребёнка.
В раннем и младшем дошкольном возрасте
наиболее доступной является диалогическая
речь, которую осваивают так же, как и любой другой вид деятельности,
используя различные методы и приёмы. Одним из таких приёмов является заучивание
потешек, стихов, песенок с использованием пальчиковых игр и упражнений,
необходимость использования которых объясняется тем, что они представлены
стихами, которые привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Такие игры
способствуют расширению словарного диапазона и формируют правильное
звукопроизношение, нормализуют темп речи и её выразительность. Разучивание
текстов с использованием пальчиковой гимнастики, стимулируя развитие речи,
обогащает пространственное мышление, внимание, память, воображение. И, наконец,
это прекрасная возможность эмоционального общения ребёнка со взрослым.
В
подготовке к интегрированному занятию: «Путешествие по сказке Гуси-Лебеди», с
детьми провели пальчиковую игру: «Пирожки» и «Яблочко», с использование Су-джок
шариков. (приложение)
Детям
очень сложно совмещать действия со словами, поэтому наша с вами задача
заключается в следующем - еженедельное выполнение пальчиковой гимнастики.
Когда ребенок занимается гимнастикой для пальцев – пальчиковой
гимнастикой – происходит следующее. Во-первых, ритмичные движения и упражнения
пальцами приводят к возбуждению речевые центры в головном мозге и заметному
усилению согласованности в деятельности речевых зон. Все это в совокупности
стимулирует процесс развития речи.
Текстовое
сопровождение не только способствует развитию речи, но и развивает мышление,
внимание, воображение, реакцию. Постепенно ребенок сам запоминает тексты и с
удовольствием их воспроизводит, потому что потешки ритмичны и эмоциональны.
Кроме того, пальчиковая гимнастика доставляет максимум удовольствия и детям и
взрослым.
Также
игры с пальчиками благоприятно действуют на эмоциональный фон, ребенок больше
начинает подражать взрослым, более внимательно прислушивается к словам и
понимает смысл сказанного ему, плюс к этому речевая активность резко
повышается. При помощи пальчиковой гимнастики ребенок учится концентрировать
внимание, правильно распределяя его. При выполнении развивающих упражнений,
сопровождая их небольшими стишками, ребёнок начинает более четко говорить и у
него усилится контроль за движениями.
Если
у вашего ребёнка развита мелкая моторика, то соответственно у него хорошо
развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при
поступлении в школу. Дети, у которых не развита мелкая моторика быстро утомляются.
Им трудно выполнять задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо
фигуру. Внимание быстро рассеивается,
появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в
учебе.
Уверена, что успехов в речевом развитии детей
можно достичь только при условиях взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Приложение
Пальчиковые игры: «Пирожки» и «Яблочко»,
с использование Су-джок шариков
Су-джок - не простой мячик, его иголочки
стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.
«Яблочко»
«Катись-катись
яблочко по блюдечку с золотой каемочкой» (используем Су-джок шарики, если его
нет, можно заменить на любой другой шарик, на ладонь кладем шарик, сверху
закрываем другой ладонью и катаем круговые движения, сопровождая словами:
«Катись-катись яблочко по блюдечку с золотой каемочкой»)
Пальчиковая гимнастика «Пирожки»
Пирожки
горячи, (Потрясти кистями рук)
Не
хотят сидеть в печи.
Пирожки
румяные, («печь пирожки»)
Просто
объеденье! (поглаживаем круговым движением по животу)
С
маслицем, малиною, (одновременно загибать пальцы рук)
С
яблочным вареньем.
Мимо
не иди дружок, (погрозить пальчиком)
А
достань – ка пирожок (сложить ладошки пирожком).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2022
Дата обновления: 10.04.2022
Дата публикации: 06.04.2022