28.01.2022
Интеллектуальная
готовность к школе является необходимым, но не достаточным условием успешного
обучения. Помимо интеллектуальной готовности современная школа требует от
ребенка определенных личностных качеств, таких, как желание учиться в школе, умение
строить отношения учебного сотрудничества, способность контролировать свое
поведение и др. Рассмотрим эти качества подробнее.
Желание
учиться в школе – это стремление овладевать знаниями, умениями и навыками в условиях
школьного обучения. То есть ученик хочет ходить в школу не только для того,
чтобы иметь статус и внешние атрибуты ученика, но и для того, чтобы учиться.
Навыки
сотрудничества – готовность идти на контакт с учителем, а также умение строить такие
деловые и личностные отношения с окружающими, которые позволяют ребенку
реализовывать его потребности, не ущемляя интересы других людей.
Связность
и понятность речи – умение ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы быть
правильно понятым окружающими и верно понимать их самому. Зрелый ученик свободно
изъясняется развернутыми предложениями, может точно сформулировать вопрос и
дать подробный ответ.
Произвольность
поведения – это способность самостоятельно двигаться к намеченной цели,
контролировать свое поведение, умение подчиняться общепринятым правилам.
Рефлексивность – способность к
осознанию собственных действий и предвосхищению их результата.
Рефлексивность включает в себя также умение самостоятельно обнаруживать
собственные ошибки.
Ответственность предполагает
принятие на себя определенных обязательств и их выполнение.
Самостоятельность – умение
обходиться без постоянного внимания и поддержки со стороны взрослых и
сверстников. Самостоятельный ученик сам находит себе занятие, без стороннего
контроля выполняет свои обязанности и стремится справляться с возникшими
трудностями без помощи других людей.
Психофизиологическое
развитие включает в себя мелкую моторику и темп деятельности.
Мелкая моторика – это
способность точно выполнять мелкие двигательные операции (лепить, вырезать,
чертить тонкие и «недрожащие» линии, застегивать пуговицы и т.п.).
Темп деятельности – способность
выполнять различные действия с хорошей скоростью. Ребенок должен понимать смысл
задания и выполнять его примерно за то же время, что и большинство сверстников
(или быстрее).
Внимательность оценивается по
следующим параметрам: устойчивость внимания, распределение внимания,
наблюдательность.
Устойчивость внимания – это
способность сосредоточенно заниматься каким-либо делом (даже не испытывая
сильного интереса к выполняемой деятельности) в течение некоторого времени, не
отвлекаясь от него под воздействием внешних раздражителей.
Распределение внимания позволяет
ученику успешно осуществлять одновременно весьма отличные друг от друга виды
деятельности (например, рисовать и внимательно слушать рассказ учителя, не
связанный с рассказом).
Наблюдательность – это
возможность выделять в целом мелкие элементы, которые его образуют, замечать
новое. Зрелый ученик, рассматривая незнакомый предмет или явление, легко
замечает мелкие детали и способен отслеживать незначительные изменения. Копируя
образец, пересказывая историю, повторяя определенное движение, он правильно и
подробно их воспроизводит.
Память – это
способность целенаправленно запоминать разнообразную информацию (содержание
прочитанной книги, рассказа учителя, стихи и поговорки, сюжет рисунка и т.д.) и
точно воспроизводить ее при необходимости.
Познавательная
активность – это стремление ребенка ставить перед собой такие задачи, которые
требуют умственного напряжения, потребность приобретать новые знания. Зрелый
ученик даже в хорошо знакомых видах деятельности стремится открыть новые
стороны (придумать новый сюжет, поэкспериментировать с предметами) и получает
удовольствие от своих «открытий». Дети, обладающие к концу обучения в
подготовительном классе большинством из перечисленных качеств, считаются
готовыми к обучению в школе.
При выборе школы важно
учитывать, насколько требования и профиль учебного заведения совпадает со
способностями ребенка. Например, если у дошкольника нет задатков для освоения
нескольких языков, даже самая хорошая языковая школа будет ему не в радость.
При подготовке дошкольника в школу можно выделить два важнейших момента. Первый
– это соответствие возрастным нормам базисных психофизиологических функций
ребенка, таких, как память, внимание, мышление. Второй связан со способностями
ребенка и желанием его учиться. Решение этих вопросов поможет выбрать профиль
учебного заведения, в котором ребенок будет учиться без больших затрат энергии
на усвоение школьной программы и испытывать при этом удовлетворение и даже
удовольствие.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2022
Дата обновления: 30.01.2022
Дата публикации: 28.01.2022