Рабочая программа для старшей группы №16 компенсирующей направленности для детей с ТНР Составил: учитель – логопед: Буршина Т.Н. Содержание: Пояснительная записка…………………………3 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ………………………………7 1.1. Цель и задачи………………………………….7 1.2. Особые образовательные потребности детей и направления работы…..7 1.3. Принципы и подходы к организации профессиональной деятельности….8 1.4. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы…………11 1.5. Ориентиры освоения образовательной программы……………….14 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Диагностическая работа……………………………..15 2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми………………….16 2.2.1. Комплексирование программ……..16 2.2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы…………….16 2.2.3. Перспективное и календарное планирование…………………17 2.3. Организационно-методическая работа………………….19 2.4. Работа с педагогами………………………….20 2.4.1. План работы с педагогами…………………….20 2.4.2. Планирование содержания совместной образовательной деятельности с воспитателями и специалистами……………………….21 2.5. Работа с родителями 2.5.1. Планирование задач и содержания………….26 2.5.2. Перспективное планирование взаимодействия с семьей………………28 2.6. Оснащение кабинета…………………28 2.7. Повышение профессиональной квалификации……….29 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-технические условия: документационное обеспечение………….30 оснащение кабинета и 3.2. Интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды………32 3.3. Организационные условия…………34 3.3.1. График работы учителя-логопеда…………..34 3.3.2. График организации образовательного процесса………….35 3.3.3. Годовой план профессиональной деятельности…………..35 3.4. Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей……………………………38 3.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы………………………..39 3.5.1. Формы организации профессиональной деятельности…………….39 3.5.2. Специальные методы и технологии организации образовательной деятельности……………………41 3.6. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами………….44 3.7. Сотрудничество с семьей. Формы деятельности с родителями………………..46 совместной образовательной 3.8. Мониторинг индивидуального развития детей…………………..51 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В качестве нормативно-правового обоснования рабочей программы выступают: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии»; Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 № 06-1216 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальноправовой помощи обучающимся, воспитанникам»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17) Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.202l №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.З685-2l «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2018 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; письмо Минобрнауки России от 15.0З.2018 NTC-72807 «Об организации работы по СИПР»; Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении «Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»»; Проект Приказа, подготовленного Минтрудом России 15.09.2016 Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; Положение о группе компенсирующей (комбинированной) направленности; Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ТНР. Функции рабочей программы, профессиональной деятельности в соответствии со Стандартом При этом рабочая программа выступает инструментом индивидуализации содержания, методов и форм профессиональной деятельности. 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Цель и задачи Цель рабочей программы – планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника дошкольного возраста, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей. Для детей с ТНР оно выражается в психологопедагогической и коррекционно-развивающей поддержке позитивной абилитации и социализации, развития личности детей дошкольного возраста и подготовке к общению и обучению в условиях школы. Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников и особенностей образовательного процесса в условиях комбинированной группы в текущем учебном году. При этом направления работы и группы задач коррекционно-развивающего воздействия соотносятся между собой: 1) Диагностическое: диагностика всех компонентов речи и звукопроизношения 2) Пропедевтическое: его реализация связана с необходимостью профилактика нарушений формирования детско-родительских отношений и их влияния на эффективность воспитания и обучения дошкольников; 3) Общеразвивающее: оно направлено на интеграцию образовательных областей ФГОС дошкольного образования вокруг речевого и социально-коммуникативного развития; 4) Коррекционное: развитие языкового анализа и синтеза, аналогии, ведущих к овладению лексическими и грамматическими значениями слов; 1.2. Особые образовательные потребности детей и направления работы В соответствии с направлениями профессиональной деятельности, определяются ориентиры развития, воспитания, обучения, обусловленные особыми образовательными потребностями детей с ТНР. Диагностическое направление: индивидуально-дифференцированный подход в процессе образовательной программы и оценка динамики развития; усвоения Коррекционное направление: обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности); изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы; обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социальнокоммуникативной, познавательной, сенсорной, речевой и двигательной сфер; разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуальнотипологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития; изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии); 1.3. Принципы и подходы к организации профессиональной деятельности В соответствии с ними определяются деятельности: общие и специфические. принципы профессиональной Специфические принципы, выбранные с учетом ПрАООП дошкольного образования для детей с ТНР и комплексных программ развития, воспитания и обучения дошкольников создание охранительного режима и индивидуализация образовательного процесса; принцип единства диагностики и коррекции, учета зоны ближайшего и актуального развития; принцип единства коррекционных, развивающих и обучающих задач; принцип интеграции образовательных областей, видов детской деятельности и деятельности воспитателей и специалистов; принцип формирования и коррекции высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми; принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»; принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения; При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста с ТНР. Оценка здоровья детей группы Общая численность детей - 24 ребёнка, обследованных на сентябрь 2023 г. – 22 чел Группа (возраст) I Старшая группа Диагноз (психологоДиагноз (клиническая педагогическая классификация) классификация) Группа здоровья II III ОНР ОНР ОНР ОНР Моторная Стертая другие I II III IV алалия дизартрия 5 15 2 3 10 9 Возрастные характеристики детей Возраст Возрастные особенности детей (обобщены на основе ПрООП «От рождения до школы» (2014)) Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей 5-6 лет в игровой деятельности; структурированием игрового (старшая пространства; дальнейшим развитием изобразительной группа) деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Психолого-педагогическая характеристика детей Категория детей с особыми образовательными Индивидуальные особенности группы детей с потребностями и ОВЗ (на основе ПрАООП «Диалог») ограниченными возможностями здоровья Вариативность проявлений недостатков речевой деятельности зависит от механизма речевого расстройства. Дети могут иметь различные уровни речевого развития (от полного отсутствия речевых средств общения до незначительных нарушений развития лексико-грамматической и фонетической сторон речи). Выделяют три уровня речевого развития дошкольников. Дети с первым уровнем речевого развития не владеют Дети с тяжелыми общеупотребительными средствами речевого общения. Дети произносят отдельные лепетные, нарушениями речи общеупотребительные слова и звукоподражания, могут использовать невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию). У детей со вторым уровнем речевого развития имеются начатки общеупотребительной речи. Они пользуются при общении простой фразой или имеют аграмматичную, неразвёрнутую (упрощённую), структурно нарушенную фразовую речь. Их активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена. Дети с третьим уровнем речевого развития пользуются при общении развёрнутой фразой; для них характерна недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; отмечаются фонетико-фонематические нарушения; нарушение в применении языковых средств общения в речевой деятельности: заикание. Нарушения речевой деятельности могут негативно влиять на формирование у ребёнка отдельных компонентов психической сферы, затруднять усвоение новых знаний, отрицательно сказываться на поведении (что может проявиться в замкнутости, негативизме, неуверенности в себе и т.п.). Познавательные процессы у дошкольников с речевыми нарушениями сохранны, но вследствие речевого недоразвития может наблюдаться своеобразие формирования вербального мышления, а также внимания, памяти, восприятия пространства и времени. Кроме того, в рабочей программе учитывается деятельностный и функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционнопедагогического процесса. Последний дает возможность использовать комбинированную, адаптивную, модель организации образовательного процесса, сочетая элементы учебно-дисциплинарной и предметно-средовой или учебно-дисциплинарной и комплексно-тематической модели вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта ребенка с ТНР. 1.4. Этапы, сроки, механизмы реализации рабочей программы Функционально-системный подход связан с определением этапов и сроков, механизмов реализации рабочей программы. Срок: Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения детей с ТНР. Этапы: Учебный год начинается первого сентября и условно делится на три периода: I период — подготовительный период: сентябрь (1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации), октябрь, ноябрь; II период — основной период: декабрь, январь, февраль, март – реализация программ коррекционной работы; III период — обобщающий, заключительный период: апрель, май (2-я половина мая – диагностическое обследование, мониторинг по итогам учебного года). Механизм реализации К механизмам реализации рабочей программы относится: описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов; формирование адаптированной программы, обеспечивающей удовлетворение дошкольниками особых образовательных потребностей посредством наполнения спецификой содержания каждого из трех ее разделов; реализация принципа коррекционно-компенсаторной направленности образовательной деятельности ДОО в пяти образовательных областях (с раскрытием программных коррекционно-компенсаторных задач образовательной области); система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики, медицинского работника ОУ, и других организаций, специализирующихся в области семьи, и других институтов общества; использование технических средств в обучении коллективного и индивидуального пользования; Алгоритм коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ (по О.А. Степановой) Этап Основное содержание Результат Составление индивидуальных коррекционно-развивающих Исходная психолого- программ помощи ребенку нарушениями в развитии в педагогическая диагностика ДОУ и семье. детей с нарушениями в развитии. Составление программ Формирование Организационный информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционнопедагогической работы с детьми групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру нарушения и (или) уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка нарушениями в развитии Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический мониторинг. Основной Достижение определенного позитивного эффекта в Согласование, уточнение устранении у детей отклонений (при необходимости — в развитии корректировка) меры и характера коррекционнопедагогического влияния участников коррекционнообразовательного процесса Решение о прекращении коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых Определение дальнейших (подгрупповых) программ и образовательных продолжение коррекционно- Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы с ребенком (группой Заключительный детей). (коррекционноразвивающей работы образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями в развитии 1.5. Ориентиры освоения образовательной программы Заканчивается целевой раздел ориентирами освоения воспитанниками образовательной программы, которые определяются в соответствии с реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого воспитанника. Конкретизированные результаты образовательной и коррекционноразвивающей деятельности с детьми, имеющими ТНР, к концу освоения программы: Старший дошкольный возраст По направлению «Социально-коммуникативное развитие»: выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; По направлению «Познавательное развитие»: самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры и тела; определяет времена года, части суток; 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Диагностическая работа Диагностическое направление работы обследование, промежуточное и итоговое. включает в себя: первичное Первичная (стартовая) диагностика, направлена на определение уровня «актуального» и «зоны ближайшего развития» ребёнка. По результатам данной диагностики определяются потребности в коррекционной работе с каждым воспитанником. Промежуточная диагностика направлена на выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях, внесение корректив в цели и задачи коррекционной работы на следующем этапе. Основная цель итоговой диагностики - определить характер динамики развития ребёнка, оценить эффективность коррекционной работы за учебный год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития каждого воспитанника. По результатам первичного, промежуточного и итогового диагностического обследования ребёнка составляется информация о динамике его развития. Содержание диагностической работы в дошкольной группе № Содержание работы Временные рамки 1 Логопедическое обследование детей дошкольной группы: определение особенностей речевого, психомоторного, Сентябрь, май общего развития детей, оформление речевых карт. 2 Профилактическая работа по выявлению В течении года, по сочетанных нарушений в развитии запросу родителей, (осложненные формы ОНР, риск дисграфии и апрель-май дислексии). 3 Работа в консилиуме ДОУ. психолого-педагогическом По графику консилиума работы Диагностика не связана с оценкой целевых ориентиров реализации программы: целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за поведением детей в группе, уровня их самостоятельности в быту, активностью в свободной и специально организованной деятельности, а также в процессе индивидуального обследования педагогом-дефектологом (логопедом). Она направлена на выявление структуры, характера и степени нарушения или отклонений в развитии, т.е. правильное диагностирование вторичных отклонений в развитии ребенка. Используется бальная система и критерии оценок, соответствующие возрастным возможностям детей. 2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми 2.2.1. Комплексирование программ Содержание данной работы берется из Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ ПрАООП для детей с ТНР. Кроме того, используются: А) вариативные образовательные программы дошкольного образования: Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева. 2.2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы В соответствии со спецификой профессиональной деятельности образовательная область «Речевое развитие» ФГОС дошкольного образования выдвинута в рабочей программе на первый план, так как напрямую связана с реализацией профессиональных функций – в содержании работы выделяются следующие блоки: 1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове. 3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение. 4. Формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); o синтаксис (освоение различных типов словосочетаний предложений); o словообразование; 5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) диалогической (разговорной). 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. o и и Данные задачи конкретизируются под особенности работы с детьми, имеющими ТНР (ФФНР, ОНР и др.) или специфические нарушения речи. Конкретное содержание логопедической работы см. в комплексной программе воспитания и обучения детей с ТНР (п.2.2.1). 2.2.3. Перспективное и календарное планирование В соответствии с содержанием профессиональной деятельности разработано планирование. 1-2 неделя 3 неделя (сентябрь) 4 неделя (сентябрь) 1 неделя (октябрь) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя (ноябрь) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 1 неделя (декабрь) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 3 неделя (январь) 4 неделя 1 неделя (февраль) 2 неделя 3 неделя диагностика Осень Огород. Овощи Сад. Фрукты Лес. Грибы и лесные ягоды Одежда Обувь Игрушки Посуда Домашние животные Дикие животные Мебель Зима Зимующие птицы Зимние забавы Новый год Транспорт Инструменты Детский сад. Профессии (Сагаалган) Животных жарких стран День Защитника Отечества Мерсибо флэшка + + + + + + + + + + + + + + + + + + 4 неделя 1 неделя (март) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя (апрель) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя (май) 2 неделя 3-4 неделя (диагностика) Ателье. Профессии Международный женский день Ранняя весна Комнатные растения Родной город Пресноводные рыбы Космос Откуда хлеб пришел Правила дорожного движения Насекомые Полевые цветы Лето + + + + Обучение грамоте 1-2 неделя 3 неделя (сентябрь) 4 неделя (сентябрь) 1 неделя (октябрь) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя (ноябрь) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 1 неделя (декабрь) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 3 неделя (январь) 4 неделя 1 неделя (февраль) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя (март) диагностика Неречевые звуки Речевые звуки Звук а. Буква А Звук о. Буква О Звук у. Буква У Звук и. Буква И Закрепление пройденных букв и звуков Буква Т Буква П Буква Н Буква М Буква К Закрепление пройденных букв Т,П,Н,М,К Буква Б Буква Д Закрепление Б-Д Буква Г Буква Ф Буква В Закрепление В-Ф Буква Х Буква Ы 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя (апрель) 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя (май) 2 неделя 3-4 неделя (диагностика) Буква С Буква З Дифференциация С-З Буква Ш Буква Ж Дифференциация Ш-Ж Буква Э Повторение пройденных гласных букв Повторение согласных звуков 2.3. Организационно-методическая работа Планирование организационно-методической работы в старшей группе № п/п Содержание работы Сроки Планируемые результаты 1. Обследование детей, заполнение речевых До 15 Речевые карты. карт. сентября 2. Составление и утверждение циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, До 15 Циклограмма, регламента индивидуально-подгрупповой сентября регламент. логопедической НОД на год. 3. Рабочая Составление рабочей программы, годового До 15 программа, плана работы учителя-логопеда. сентября годовой план работы. 4. Перспективный Составление перспективных и календарно- До 15 и календарный тематических планов работы на год. сентября план работы. 5. Ежедневные Планирование логопедической В течение планы работы, подгрупповой, индивидуальной НОД. года конспекты НОД. 6. Ведение индивидуальных тетрадей детей, В течение Инд. тетради, тетради взаимосвязи с работе с года тетрадь воспитателем. взаимосвязи работы логопеда с воспитателем. 2.4. Работа с педагогами 2.4.1. Планирование работы с педагогами Планирование работы с педагогами в дошкольной группе № п/п Содержание работы Сроки Планируемые результаты Взаимодействие в ходе организации коррекционно-педагогического процесса в группе Результаты 1. Обсуждение результатов диагностики, логопедической, психологопсихологопедагогической диагностики детей и Сентябрь педагогические согласование психолого-педагогических характеристики характеристик воспитанников группы, детей, список деление детей на подгруппы. подгрупп. План 2. Составление плана совместной работы В течение совместной на год, ведение тетради взаимосвязи года работы, тетрадь учителя-логопеда с воспитателем. взаимосвязи. 1. Октябрь 3. Организация и обогащение Декабрь коррекционно-развивающего уголка в Февраль группе, корректирующий контроль. Оснащение коррекционноразвивающего уголка. Апрель Ежедневник воспитателя, тетрадь 4. Работа над индивидуальными заданиями В течение взаимосвязи, логопеда во второй половине дня. года тетрадь для самостоятельной работы ребенка. 5. Организация совместной работы родителями воспитанников. Протоколы родительских с В течение собраний, года совместные проекты, досуги. План годового 6. Совместная подготовка к праздникам и В течение круга досугам. года праздников. 7. Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателей в Май летний период. Письменный материал. Взаимодействия со специалистами ДОУ Сентябрь1. Участие в реализации совместных октябрь, в проектов, отражающих специфику Проект. течение регионального компонента образования. года 2. Взаимодействие с инструктором по физ. развитию, муз. руководителем, В течение Анализ медицинским работником, работающими с года за год. детьми с нарушениями речи. 2. работы Составление рекомендаций педагогам по 3. Выступления на методических использованию объединениях, педсоветах, совещаниях с В течение коррекционных обобщением и распространением опыта года приемов и логопедической работы. методов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. 2.4.2. Планирование содержания совместной образовательной деятельности с воспитателями и специалистами Планирование содержания совместной работы с воспитателями Распределение обязанностей с педагогами Основными задачами воспитателя являются: совместной коррекционной работы логопеда и Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка. Формирование правильного произношения. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. Развитие навыка связной речи. Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены. Поэтому для планирования содержания совместной образовательной деятельности логопеда и воспитателя нужно сначала распределить между собой задачи коррекционно-педагогической работы (воспользуемся методическими разработками Е.Н.Нугумановой, Л.Р.Лизуновой). Диагностическая работа: взаимодействие воспитателя и логопеда Воспитатель Учитель-логопед Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей: общего Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания. Проводит развития. диагностику Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач. в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними; "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи; "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Коррекционная работа: взаимодействие воспитателя и логопеда Воспитатель Логопед Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой артикуляционной моторики. и Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и Оказывает помощь по автоматизации групповой работы по развитию речи. поставленных звуков. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и Способствует совершенствованию подгрупповых игр и занятий с учетом грамматического строя речи, развитию возрастных норм и лексических тем, фонематического восприятия и изучаемых в данный период. слоговой структуры. Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. В целях оптимизации данного процесса логопед проводит для воспитателей тематические семинар-практикумы в течение года. Логопед может рассказать, как для привлечения внимания детей к собственной речи в группе, воспитатель может использовать специальные фразы-стимулы для активизации у ребенка самоконтроля над речью. Например: «Скажи правильно», «Ты можешь сказать правильно», «Подумай, ты правильно сказал?», «Ты помнишь, как правильно надо говорить этот звук? Я знаю, ты уже умеешь правильно говорить» и т.д. При этом логопед может рассказать, как их использовать в режимных моментах, организуя специальные обучающие, провокационные и корректирующие ситуации. Профилактическая работа: взаимодействие воспитателя и логопеда Воспитатель Логопед Организует такую предметную среду, Отслеживает соответствие которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. развивающей среды потребностям детей. возрастным Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. Конкретизация данных задач отражается в тетради взаимодействия учителялогопеда и воспитателей, которая заполняется каждую неделю. Тетрадь отражает единый подход к комплексно-тематическому планированию работы воспитателей и логопедов, опирается на годовое планирование общих лексических тем (НОД). Планирование содержания совместной работы со специалистами Мероприятия Срок Ответственные Организационные мероприятия Комплексное педагогическое ДОУ в РПMПK психолого-медикообследование детей февраль Заведующий ДОУ, логопед, медицинские работники Комплектование групп комбинированной направленности с Апрель-май учетом рекомендаций РПMПК Заведующий ДОУ, логопед, психолог Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем Сентябрь психофизическом и речевом развитии детей и выявления запросов, пожеланий Логопед, медсестра Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников Сентябрь коррекционно-педагогического процесса Логопед, воспитатели Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в Январь коррекционно-педагогической и логопедической работе Специалисты, логопед, психолог Оформление передвижек Логопед, специалисты стендов, папокЕжемесячно для родителей с старшая рекомендациями профильных специалистов, публикация на сайте ДОУ Особенности речевого и психофизического развития детей с Декабрь нарушениями в развитии (семинар) Логопед, психолог, инструктор по физической культуре, старшая медсестра Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми с нарушениями в Ноябрь развитии речи (семинар-практикум) Логопед Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация занятий с ребенком; — методика артикуляционной и гимнастики; индивидуальных Октябрь проведения пальчиковой Октябрь — поддержка детской инициативы и самостоятельности в условиях Ноябрь коррекции речевой деятельности дошкольников; То же Заведующий ДОУ, логопед, психолог — создание предметно-развивающей и Декабрь обогащенной среды; — консультации но запросам В течение года Инновации в дошкольном специальном Апрель образовании (педагогическая гостиная) Ст.воспитатель, педагоги Совместная коррекционно-педагогическая деятельность Обследование различных сторон психофизического и речевого развития Сентябрь детей Воспитатели, специалисты Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно— II — педагогической и логопедической работы То же Корректировка календарно- Сентябрь — Специалисты тематических планов работы октябрь специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации Взаимопосещение занятий: групповых; Декабрь— апрель — индивидуальных; Логопед, специалисты — интегрированных Проведение тематических родительских Октябрь, собраний январь, май Логопед, воспитатели, специалисты В течение Участие в работе психологоСпециалисты, учебного педагогического консилиума воспитатели, родители года Аналитические мероприятия Проведение психолого-педагогического Декабрь и логопедического мониторинга апрель - Специалисты, воспитатели Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на Май новый учебный год (круглый стол) То же Составление цифрового аналитического отчета — II — Логопед — II — — // — Выступление на педагогическом совете и итоговом 2.5. Работа с родителями 2.5.1. Планирование задач и содержания Индивидуальн Направлен Участие в Оформление ые Групповые ия родительских наглядной 1 консультации, консультации деятельност собраниях агитации беседы и 2 Формы работы Выступления на родительских собраниях Индивидуальн Стенд для ые родителей Групповая консультации, консультация беседы, «Учимся, играя» рекомендации по воспитанию и обучению детей 3 Цель 1. Знакомство с задачами коррекцион 1. Уточнение ной работы индивидуал в ьных дошкольной особенносте группе (на й ребенка, пункте). его 2. Повышение характера и общего поведения. уровня 2. Формирова компетентн ние ости представлен родителей в ий о вопросах возможност развития ях и ребенка и ресурсах коррекции ребенка с нарушений. ОВЗ. 3. Формирова 3. Оказание ние психологоустановки педагогичес на кой оптимизаци поддержки ю детскосемье. родительск их отношений. Папкипередвижки 1. Знакомство с онтогенезо м функции и особенност ями ее восстановл ения в условиях домашнего воспитания и обучения. 2. Привлечен ие и активизаци я родителей к оказанию помощи детям в преодолени и трудностей в обучении. 3. Отработка навыков работы с детьми в домашних условиях, закреплени е знаний и представле ний, сформиров анных в условиях Активное участие родителей в жизни группы – на уровне участия в проектировании предметноразвивающей среды и организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками группы (пункта). 4 Условия реализации 5 компетенция учителя-дефектолога в области детской физиологии, специальной педагогики и психологии, методиках развития, воспитания и обучения; активность учителя-дефектолога; заинтересованность родителей; своевременное анкетирование и выявление запросов родителей; Срок сентябрь-май проведения В течение уч. сентябрь-май года Активность и заинтересованно сть родителей воспитанников группы Ежемесячно Рекомендации по работе с детьми в «Работа с «Работа с родителями» родителями» домашних условиях. Папка Отчетная Протоколы 6 документац собраний. ия Папка 2.6. Оснащение кабинета № п/п Содержание работы Пополнение комплекса. Сроки Результаты учебно-методического Картотеки, методические - пополнение имеющихся и создание В течение разработки, новых картотек по коррекционной работе с года книги детьми консультации - новинки методической литературы 1. - пополнение консультаций для педагогов и родителей 2. Пополнение комплекса учебно-дидактического - новые игры и игрушки для работы с В течение Дидактические года игры и пособия детьми пособия для подгрупповой индивидуальной работы с детьми. 3. и Канцелярские В течение принадлежности, года бумага, папки и т.д. Пополнение канцелярии 2.7. Повышение профессиональной квалификации № п/п Содержание работы Сроки Результаты 1. Участие в работе методического В течение Письменные объединения учителей-логопедов ДОУ года материалы 2. Участие в педагогических советах, В течение Письменные семинарах, консилиумах ДОУ и на уровне года материалы района открытых занятий, Письменные материалы, мастер- В течение анализ года просмотренных мероприятий 3. Просмотр классов 4. Отслеживание и изучение новинок в методической литературе по внедрению ФОП ДО в работу учителя-логопеда В течение детского сада в журналах «Логопед», года «Логопед в ДОУ», «Дошкольное образование» и др. 5. Курсы ППК Письменные материалы, презентации, консультации В течение Практические года материалы 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-технические документационное обеспечение условия: оснащение кабинета и Кабинет специалиста имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон: 1. 2. 3. 4. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Информационная зона для педагогов и родителей. Зона индивидуальной коррекции речи и психического развития. Зона подгрупповых занятий. С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся: 1. Документы. Инструктивно-нормативные документы (законы, постановления, положения, концепции). Программы и материалы, дополняющие программы. Документация учителя-логопеда образовательной организации o Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий детьми. o Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи. o Речевая карта на каждого ребенка. o Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ. o Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. o Тетради-дневники для методических рекомендаций родителям по организации занятий с детьми в домашних условиях. o Регламент коррекционно-развивающей НОД, заверенный заведующим дошкольным образовательным учреждением. o Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения. o Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года). o Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы). o Тетрадь взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателей группы. 2. Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта, систематизированный по возрастам и разделам: альбомы, папки, коробки). 3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, воспитателями, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.). 4. Методический раздел. Взаимосвязь с РПМПК. «Копилка учителя-логопеда» (материал из опыта работы: доклады, конспекты занятий, лекций, сообщения, статьи, разработанные индивидуальные карты, программы, комплексы упражнений, игры и т.д.). Методическая литература - библиотека. 5. Наглядно-дидактический материал. Пособия для обследования и развития слуховых функций Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки. Пособия для обследования и развития интеллекта Пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в вазе), кукла и девочка, лев в клетке мягкая игрушка льва, настольная лампа и солнце, самолет и птица, Снегурочка и елочная игрушка), серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления. Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте: Разрезная азбука. Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов. Символы для составления картинно-графической схемы предложений. Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционноразвивающей работы с детьми с ТНР. 6. Оборудование. Зонды логопедические для постановки звуков, а также вспомогательные средства для исправления звукопроизношения (шпатели, резиновые соскипустышки, пластинки для миогимнастики и т.д.), средства для санитарной обработки инструментов: емкость средняя или малая, спиртовой раствор, ватные диски (вата), ватные палочки, салфетки, марля и т.п. Фланелеграф или наборное полотно. Шумовые, музыкальные инструменты для развития слухового восприятия. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания. 7. Мебель. 3.2. Интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды Кабинет оснащен компьютером и выходом в сеть интернет, что позволяет активно использовать ИКТ и формировать в течение года интерактивное образовательное пространство в соответствии с АООП для детей с ТНР. В ходе коррекционно-развивающего процесса специализированные компьютерные программы: используются Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо). Интерактивная панель "Колибри" Коррекционные задачи соотносятся с комплексами компьютерных игр и упражнений. Особенности проектирования интерактивной образовательной среды кабинета Образовательные задачи Старший дошкольный возраст (5-7 лет) 1 этап образовательной деятельности, связанный с формированием интерактивной образовательной среды на основе игры портала «Мерсибо» Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует Эхо в горах шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей Рабочий инструмент тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, Фея прилагательных, обозначающих некоторые свойства Снеговик-слоговик предметов. Артикуляционная гимнастика Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух- Болтушки-хохотушки трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых Лишний слог слогов, с ударением на гласном звуке. Какэточитать Проявляет речевую активность, употребляет Корзинка существительные, обозначающие предметы обихода, бабушки игрушки, части тела человека и животных, некоторые Твоё ТВ явления природы. Называет действия, предметы, картинке, персонажей сказок. изображенные на для Сыщик идёт по следу -1 Приключения Буратино - 1 2 этап образовательной деятельности, связанный с формированием интерактивной образовательной среды на основе игры портала «Мерсибо» Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые Удар-гол предложные конструкции, некоторые приставочные Сказочная ошибка глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого Бюро находок из нескольких звеньев. Речевое сопровождение включается практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. в предметно- Бабушкины запасы Азбука для мальчиков Мечта поэта 3 этап образовательной деятельности, связанный с формированием интерактивной образовательной среды на основе игры портала «Мерсибо» Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных В гостях у сказки слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается практическую деятельность. в Танцы с папуасами предметно- Бабушкины запасы Бюро находок Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, Прогулки природе, об окружающих предметах. привидениями с Птенцы в беде Демонстрирует навыки фонематического восприятия. Попугай Аленький цветочек Весёлые рыбаки! Срочная почта Фигурное катание Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного В гостях у Джинна анализа. Богатый улов Все гости к нам 3.3. Организационные условия 3.3.1. График работы учителя-логопеда на 2023-2024учебный год День недели Продолжительность рабочего времени Понедельник с 14:00 - 18:00 Вторник с 08:00 - 12:00 Среда с 14:00 – 18:00 Четверг с 08:00 - 14:00 Пятница с 14:00 - 18:00 В соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216 "О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам», на каждого ребенка с ОВЗ: в рамках диагностического направления работы может быть выделено 3,5 часа в год : первичное обследование и оценка адаптированности – 2 часа, 1 час на мониторинг индивидуального развития и 0,5 часа – на беседу с родителями для сбора анамнеза; в рамках коррекционно-развивающего направления работы может быть выделено 25 часов в год на реализацию индивидуальной образовательной программы и 20 часов в неделю на реализацию дошкольной образовательной программы (на группу); в рамках консультационного и просветительского направления при реализации индивидуальных форм сопровождения родителей предполагают 4 часа в год, в рамках группового – 3,75 часа на дошкольную группу: в целом, 7, 75 часов в год на группу воспитанников с ОВЗ. 3.3.2. График организации образовательного процесса Сроки Образовательная деятельность Диагностика психического развития детей. 1-15 сентября Заполнение речевых карт, документации логопедического кабинета Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия 15 сентября – 15 мая По расписанию 15 мая – 31 мая Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития детей. Заполнение документации. 3.3.3. Годовой план профессиональной деятельности № п/п Вид деятельности Содержание 1. Организационная Сроки Подготовка кабинета к новому учебному году. Составление графика работы. Составление списка детей, зачисленных в группу. СентябрьСоставление годового плана. октябрь Составление перспективного плана работы. Составление расписания коррекционно-развивающих занятий. Оформление журнала учета проведенных занятий и посещения их детьми. Подготовка анкет для родителей. Подготовка и заполнение карт психолого-педагогического обследования детей. Написание индивидуальных планов. Оформление тетрадей преемственности с воспитателями. Написание анализа работы за учебный Апрель-май год Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка Сентябрь (вновь прибывшие дети) Психолого-педагогическое наблюдение 2. Диагностическая Динамическое промежуточные срезы наблюдение, В течение года Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями в Январь психофизическом развитии через обследование в ДОУ. Развитие мотивации детей к коррекционно-развивающим занятиям Написание и дополнение конспектов занятий 3. Коррекционнопедагогическая Проведение фронтальных, В течение года подгрупповых и индивидуальных занятий согласно расписанию: Коррекционная работа с детьми, предполагающая коррекцию и развитие психических процессов, обучение игре, развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), продуктивной деятельности; Коррекционная работа по предупреждению вторичных нарушений, следующих за первичными, и тесно с ними связанными трудностями в общении, поведении и разных видах деятельности ребенка дошкольного возраста. 4. Формирование банка данных о детях с В течение года Информационно- ОВЗ аналитическая Сентябрь Анкетирование родителей Отслеживание и изучение новинок в методической литературе, журналах 5. Методическая Оснащение кабинета методическими, В течение года дидактическими пособиями. Участие уровня в конкурсах различного Работа с педагогами Составление задач на год со всеми узкими специалистами Проведение педагогической сотрудничестве группы. 6. Консультативная коррекционно – работы в тесном с воспитателями Консультирование воспитателей, В течение года музыкального руководителя, руководителя по физическому воспитанию, психолога по волнующим их вопросам, касающихся особенностей и специфики работы с конкретным ребенком либо с группой/ подгруппой воспитанников. Подготовка детей к участию в праздниках, утренниках, конкурсах совместно с музыкальным руководителем Работа с родителями Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей Проведение бесед, консультаций Выступление собраниях на Сентябрьоктябрь, родительских апрель – май Приглашение родителей индивидуальные занятия, на В течение года Оформление информационных стендов, тематических выставок книг, папок – передвижек. 3.4. Методическое обеспечение рабочей программы и образовательных областей Дети с ТНР Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие» Автор составитель Наименование издания 1 Нищева Т.В. Планирование коррекционноразвивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с Детство-пресс 2015 тяжелыми нарушениями речи(ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда 2 Логопедические домашние Н.Э.Теремкова задания для детей 5-7 лет с Гном и Д ОНР 3 Н.В. Нищева № пп «Обучение грамоте Издательство Год издания 2007 детей Детство-Пресс 2020 дошкольного возраста» (парциальная программа) Демонстрационный материал и тетради Автор составитель Наименование издания 1 Н.В. Нищева Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Детство-пресс 2018 Домашняя тетрадь. Часть 2. 2 Н.В. Нищева Веселая артикуляционная Детство-пресс 2018 гимнастика. ФГОС 3 Арбекова Н.Е. Карточки по лексическим Гном и Д темам «Овощи и Фрукты» Н.В.Нищева Тетрадь взаимосвязи учителялогопеда с воспитателями Детство-пресс 2022 старшей группы № пп 4 Издательство Год издания 2012 3.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы 3.5.1. Формы организации профессиональной деятельности В процессе реализации рабочей программы используются различные формы организации образовательной деятельности. Совместная деятельность детьми образовательная учителя-логопеда с Непосредственно образовательная логопедическая деятельность Подгрупповая НОД. ККРЗ: комплексные коррекционно- Самостоятельная Образовательна я деятельность Образовательная деятельность в семье деятельность в детей режимных моментах Пальчиковые игры и упражнения. Мимические, логоритмические Сюжетноролевые игры. Дидактические игры. Настольно- Выполнение рекомендаций учителялогопеда по исправлению развивающие занятия. Интегрированны е занятия с воспитателем и специалистами. Комплексные (бинарные) занятия с воспитателем и специалистами. Индивидуальная НОД. Дидактические игры. Настольнопечатные игры. Компьютерные обучающие игры и программы. Речевые задания и упражнения. , артикуляционны е дыхательные гимнастики. Речевые дидактические игры. Коммуникативно -речевые практикумы. Чтение в литературном уголке. Тренинги (действия по речевому образцу учителялогопеда). Логопедические досуги. Праздники, развлечения. печатные игры. Словотворчеств о. Совместная продуктивная и игровая деятельность. Работа в тетради для самостоятельной работы. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений. нарушений в речевом развитии. Речевые игры. Беседы. Чтение книг, рассматриван ие иллюстраций. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворени й. Поручения логопеда. Наблюдении. Совместная проектная деятельность. Непосредственная образовательная деятельность Количество и продолжительность непосредственной образовательной деятельности (НОД) устанавливаются в соответствии с санитарногигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13). Продолжительность занятий 25 мин.Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. На 12-15-й минуте занятия целесообразно проводить физкультминутку (1,5—2 мин.) для предупреждения переутомления детей. С этой целью занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с занятиями подвижного характера. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы учителялогопеда в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных недостатков психофизического, речевого развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями продолжительность индивидуальных занятий 10–15 мин. детей, Совместная образовательная деятельность В рамках организации совместной образовательной деятельности с детьми также реализуются следующие виды культурных практик: Коммуникативно-речевые практикумы. Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы при этом являются следующие: Специально – организованная познавательная деятельность. Индивидуально – совместная деятельность в уголке игр с песком и водой. Совместная творческая деятельность взрослого и детей. Совместная проектная деятельность с другими детьми и родителями. 3.5.2. Специальные методы и технологии организации образовательной деятельности В работе учителя-логопеда используются общие и специальные методы коррекционно-развивающей работы: Общие методы коррекционной работы: 1. Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности; опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) и др. 2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание с опорой и без опоры на наглядный материал; заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др. 3. Практические: дидактические игры и упражнения; игры-драматизации и инсценировки; хороводные игры и др. Перечисленные методы приобретают коррекционную специфику при работе с детьми, имеющими ОВЗ. Наглядные методы в работе дефектолога предполагают показ детям пособий, картин, демонстрацию фильмов, мультимедийных презентаций, обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации. При этом необходимо учитывать особенности дошкольников с нарушениями в развитии (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности) и применять доступные и качественные наглядные средства (натуральные, изобразительные, символические), строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. Кроме того, необходимо заранее подготовить чёткие комментарии, обобщение информации, выделение главного в содержании, предусмотреть активное включение детей в процесс работу на занятиях по различным образовательным областям. Использование практических методов требует учитывать особенности дошкольников с нарушениями развития (меньший практический опыт, специфика понимания речи, возможное превалирование наглядных форм мышления). Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями в развитии: метод «малых порций» (дробление материала на несколько смысловых частей), сопровождение устного высказывания дефектолога визуальными материалами; привлечение внимания детей к новым словам и определениям с помощью игровых приёмов; алгоритмизированное и структурированное объяснение нового материала; смена деятельности обучающихся (узнавание, воспроизведение, применение); использование приёмов, направленных на развитие наблюдательности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения и др. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей с нарушениями в развитии сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, помогает им более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать её и перерабатывать. Специальные методы работы дифференцируются под образовательные области. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Методы, обеспечивающие эмоциональность восприятия. Методы формирования социально-бытовой ориентировки. Методы обучения сюжетно-ролевой игре. Методы и приемы, способствующие достижению минимально возможного уровня, позволяющего действовать ребенку самостоятельно. Методы, повышающие познавательную активность в области социальнонравственных ориентировок. Методы коррекции формирующихся у детей социальных, нравственных и патриотических представлений. Методы, направленные на присвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и духовно-нравственные ценности. Образовательная область «Познавательное развитие»: Методы здоровьесбережения и методы позитивного воздействия на психомоторное развитие ребенка. Методы организации психических процессов. Наглядно-слуховой метод. Методы обучения конструированию. Методы формирования пространственных ориентировок. Методы развития эмоционального и социального интеллекта. Образовательная область «Речевое развитие»: Методы развития ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук. Методы формирования языковой установки. Методы формирования системы языковых ориентировок. Наглядно-слуховой метод. Методы развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления. Методы коррекции речи. Методы профилактики и пропедевтики нарушений чтения и письма. В качестве приоритетных для учителя-логопеда при этом выступают, согласно ПрАООП для детей с ТНР, методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, обыгрывание, рассматривание иллюстративного материала, драматизация, элементарные опыты, упражнения и различные игры, методы нормализации речевой среды для развития невербальной и вербальной коммуникации, а также психотерапевтические методы и приемы (артпедагогика, приемы релаксации и самовнушения и др.). Особое внимание следует уделить применению индивидуально ориентированных специфических методов и приёмов коррекционнологопедической работы: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приёмы нормализации речевой моторики (дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); для детей с фонологическим дефицитом – методы и приемы, лежащие в основе формирования системы фонематического восприятия (фонетическая ритмика, методы развития слухового и речевого восприятия и др.); для детей с заиканием – методы нормализации темпо-ритмической организации речи (логопедическая ритмика и др.); для детей с общим недоразвитием речи – методы активизации речи, методы формирования всех компонентов речевой деятельности в течение пребывания ребёнка в детском саду. Кроме того, в работе с детьми, имеющими ТНР, активно используются компьютерные технологии и дидактические пособия, визуальные средства, обеспечивающие реализацию «обходных путей» развития и сенсорной интеграции, недостаточности слухо-зрительного и речедвигательного анализаторов при различных формах речевой патологии. Технологии коррекционно-развивающей работы могут быть представлены в виде схемы. Технологии коррекционно-развивающей работы 3.6. Взаимодействие учителя-дефектолога (учителя-логопеда) с другими специалистами Схема взаимодействия специалистов Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учительлогопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителялогопеда. В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учительлогопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. 3.7. Сотрудничество с семьей. Формы совместной образовательной деятельности с родителями Во время реализации рабочей программы используется схема взаимодействия с родителями, предложенная А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой. Они делят всю работу с родителями на 5 этапов. 1 этап - моделирование взаимодействия. При этом необходим учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев: 1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях; 2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания; 3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы; 4) изучение запросов, нужд, интересов родителей образовательными потребностями детей с ОВЗ; в соответствии с 5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания; 6) изучение мнения родителей педагогическим коллективом. о работе ДОУ и взаимодействии с 2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. Основные формы взаимодействия с семьей Информационноаналитические анкетирование, опрос Наглядно-информационные информационные стенды, папки-передвижки Познавательные родительские собрания, консультации, мастерклассы Досуговые праздники, досуговые спортивные мероприятия Схема. Методы активизации родителей 3 этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия, включение родителей в образовательное пространство. Модель включения родителей в воспитательно-образовательное коррекционно-развивающее пространство ДОО и Включение родителей в образовательное пространство предполагает: и коррекционно-развивающее Информационно-просветительское направление, опирающееся на методы организации участия родителей в педагогических семинарах, в тематических родительских собраниях в ДОО, подготовка и предоставление родителям информационных листов, тематические беседы-консультации родителей, беседы-обсуждения данных специальной литературы, совместный с родителями просмотр видеоматериалов о развитии слабовидящих детей с их последующим обсуждением, организация в социальных сетях обмена информацией. Консультативно-диагностическое направление, включающее методы индивидуального консультирования семьи, методы проведения тематических консультации, разработки тематических информационных листов, моделирования педагогических ситуаций, просмотра видеоматериалов с обсуждением. Интерактивное дидактико-ориентированное направление предполагает использование методов игрового обучения: используются игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия; игры, ориентированные на развитие объединенного внимания ребенка с ОВЗ и родителя; игры, стимулирующие речевое развитие ребенка; игры, стимулирующие и побуждающие ребенка с ОВЗ к подражанию; игры, активизирующие слух, обогащающие слуховые впечатления, способствующие развитию у ребенка с ОВЗ слухо-двигательной координации; игры на обогащения тактильных ощущений у ребенка с ОВЗ; Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (психокоррекционное сопровождение ребенка, компенсаторно-развивающее сопровождение ребенка с ОВЗ специалистом коррекционного профиля). 4 этап - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании и обучении дошкольника в связи с особенностями его развития и ОВЗ. В связи с этим происходит конкретизация форм сотрудничества в рамках интеграции познавательного и речевого развития обучающихся (на основе ПрООП дошкольного образования): Ознакомление родителей с основными показателями речевого и познавательного развития детей. Индивидуальное обсуждение с родителями результатов обследования познавательно - речевого развития детей при их личной встрече со специалистом. Привлечение родителей к проведению работы в семье по расширению кругозора детей посредством чтения по рекомендованным спискам произведений художественной литературы и участия в литературных, математических и др. праздниках. Участие родителей в игротеках. Просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов, связанных с познавательно - речевым и двигательным развитием детей. Консультирование родителей связано образовательных потребностей детей. со спецификой ОВЗ и особых Ориентируясь на детей с ТНР, консультации их родителей, как и другие формы совместной деятельности с семьей, включают: организацию преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам оздоровления, досуга; обучение эффективным методам и приемам обучения и воспитания в процессе совместной образовательной деятельности над коррекцией и развитием речи; повышение уровня родительской компетентности; гармонизацию семейных детско-родительских отношений; Родители информируются о влиянии эмоционального общения с ребенком на становление его речи - целесообразно обучать родителей основным приемам по стимулированию довербального, начального вербального развития ребенка. В дальнейшем родители подключаются к совместной образовательной деятельности по развитию понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи – и переводу ее в активную речь, помогают закрепить сформированные логопедом навыки связной, грамматически и орфоэпически правильно оформленной речи. 5 этап - объединение родителей в группы по интересам, создание семейных гостиных и семейных клубов. Схема. Методы формирования педагогической рефлексии 3.8. Мониторинг индивидуального развития детей Обследование проводится со всеми детьми группы систематически в сентябре, когда ребёнок поступает в группу и в мае, с целью выявления качественных изменений в развитии ребёнка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами образовательного учреждения. Методики обследования: Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Методические рекомендации и иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. О.И. Крупенчук Речевая карта 4-7 лет Направления обследования: сформированность представление об окружающем (беседа, вопросы которой дифференцированы по возрасту); психическое развитие и состояние речемыслительной деятельности; состояние устной речи (логопедическое обследование); дифференцированная диагностика первичных и вторичных речевых нарушений; сформированность предпосылок к овладению письменной речью; диагностика общей способности к обучению, обследование учебных навыков; Фиксация результатов Результаты исследования диагностического направления фиксируются в индивидуальных протоколах обследования, на основании которых составляются речевые карты, характеристики на воспитанников. Если необходимо, то разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на каждого воспитанника.