15.01.2021
Какую важную роль играют пальчиковые игры и занятия для успешной подготовки детей к школе.
Каждый возраст ребёнка по - своему уникален. Малыш на протяжении всего своего детства постоянно изучает окружающий его мир. Основным методом его познания является прикосновения.
Родившийся малыш, уже в первые недели жизни, делает открытие, что его ручки - это подвижный инструмент и в тоже время – первая его игрушка.
Игры с пальчиками очень увлекательны и просты. Они эмоциональны и не требуют ни какой подготовки и специальных приспособлений. С пальчиками можно играть везде: на прогулке и в очереди к врачу, в поездке на автомобиле, автобусе, в поезде. Можно играть и с мамой, папой, можно играть с друзьями или одному. Игры с пальчиками дают возможность малышу не только отвлечься, отдохнуть, но и сделать первые шаги в страну знаний, пополнить свои представления об окружающем мире, пополнить свой кругозор. Кроме этого игры помогают развить не только творческую активность ребёнка, но и речь, мышление, развивают мелкую моторику рук.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно еще со второго века до нашей эры. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное соотношение тело и разум, совершенствуют психику. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае активно применяют игры с металлическими и каменными шариками, а в Японии - упражнения с грецкими орехами.
Ещё в древности на Руси использовались различные игры - забавы с пальчиками. Это: пестушки, потешки, прибаутки. Их использовали в основном в играх с детьми раннего возраста или с младенцами. Например: игра «Сорока – сорока». А для детей постарше уже были игры с правилами. Например, игра «Полетушки» все дети и ведущий, он же взрослый игрок, садятся вокруг стола, и кладут один пальчик на край стола. Взрослый называет птицу или насекомое (т. е. то, что летает) и поднимает пальчик вверх и быстро кладёт его назад на стол. Все играющие дети делают тоже, самое, но ведущий называет и другие предметы, животных, которые не летают и при этом пальчик не поднимает вверх. Те дети, которые не успели поднять пальчик или наоборот подняли его, когда не надо было, совершили ошибку и за это они дают залог (какую- то вещь, предмет).В настоящее время эти игры тоже используются. Например, игра: «Летает – не летает». Варианта игры очень разные.
Развитие мелкой моторики кистей рук очень важно для ребёнка, так как зрительно – моторная координация на прямую связана с успешным обучением письму. Упражнения для пальчиков способствуют развитию коры головного мозга и особенно его речевых зон. Но игры с пальчиками способствуют не только развитию речи, это ведёт к активной познавательной деятельности с окружающими его объектами. Поэтому очень важно проводить в детском саду и дома работу по развитию мелкой моторики рук. Можно нанизывать колечки, играть с пуговками, выкладывая картинку, важны и игры с мозаикой. Хорошо использовать природный и подручный материал: желуди, палочки, шишки, камушки, шнурки, верёвочки и многое другое. Хорошо влияют и игры с водой и песком. Можно использовать всё, что позволяет разнообразить игровые задания.
В. А. Сухомлинский тоже считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Тактильные ощущения руки и и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев помогают добиться эмоционально – положительной реакции ребёнка. И это сближает взрослого с ребёнком.
Игры с пальчиками помогают развить чувство ритма, воображение, память, мышление, внимание, помогают удерживать его в течении более продолжительного времени.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики подбираются с учётом возрастных возможностей детей.
В детском саду в группе старшего дошкольного возраста используются пальчиковая гимнастика и игры со стихотворным текстом, которые помогают развитию речи ребёнка, расширяют словарный запас, способствуют улучшению памяти, воображения, активизируют мыслительную деятельность и одновременно снижают напряжение мышц рук и пальчиков и всего организма в целом. Игры с пальчиками улучшают эмоционально – психическое состояние детей, так как в работу включаются слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Но самое главное, что дети получают удовольствие и испытывают радость от этих игр. Пальчиковые игры тесно связаны с народным фольклором. А как всем известно народное творчество таит в себе неисчерпаемые во возможности для пробуждения познавательной активности детей, самостоятельности.
Обыгрывание потешек, с помощью имитационных движений активизирует внимание ребёнка, его устойчивость, интерес к тексту и движениям.Выполняя пальчиками различные упражнения ребёнок не только достигает хорошего развития мелкой моторики рук, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает ребёнку - дошкольнику обучаться навыкам письма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2021
Дата обновления: 17.01.2021
Дата публикации: 15.01.2021