18.10.2024
Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка
ребёнка к школе. На современном этапе в детском саду «Ёлочка» используются
всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно
формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным
пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает
дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических
понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность
проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Логические блоки придуманы математиком и психологом из
Венгрии Золтаном Дьенешем. Развивающий комплект представляет собой 48
геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная,
квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера
(большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы).
Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая
отличается от других хотя бы одним свойством.
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только
педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет
эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью
интересных логических игровых заданий.
Золтан
Дьенеш выделял 6 стадий освоения математики — от свободной игры, а затем игры
по правилам до самостоятельного формулирования ребёнком логических выводов и
умозаключений.
Свою
теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 8 лет с учётом физиологических
особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях
дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры
с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники
быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и
производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные
свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним
признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные,
аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство
методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки
дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения,
выполнения движений. Малыш
даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как,
например, алгоритм или кодирование информации.
Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими
дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог
просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на
ощупь, поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать
дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь
жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру
либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним
свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже
2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при
систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим
мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с
символическими обозначениями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2024
Дата обновления: 18.10.2024
Дата публикации: 18.10.2024