04.10.2024
С того момента, как в
руки ребёнка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим
удовольствием рисует им на бумаге всё, начиная от штрихов и каракулей.
Постепенно развиваясь, ребёнок переходит к
схематическому изображению сначала отдельных предметов, а затем целых
графических рассказов.
«Рука – вышедший наружу
мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то,
что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные,
отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое
стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи
детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то
задерживается и речевое развитие. Правильно делают взрослые, которые
доброжелательно и серьёзно относятся к первым рисункам своих детей, понимая,
как это важно для их развития и воспитания.
Рисование по клеточкам
– очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития
у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук,
координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться
для детей от 5 до 10 лет.
К сожалению, не всегда
учение – праздник. Как утомительно, однообразно и скучно детям писать палочки,
кружочки и другие элементы букв. А ведь разработка тонких, точных движений
необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, –
моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать.
Существует тесная связь между психологическим развитием ребенка и состоянием
моторики, а именно: недостатки двигательной сферы могут оказывать
неблагоприятное воздействие на общее развитие ребенка, овладение им учебной
программой. Совершенно очевидно, что у дошкольников нужно регулярно развивать
тонкую моторику пальцев и кистей рук.
В настоящее время
существует немалое количество методик, которые ставят своей целью развитие
мелкой моторики руки. Но практически все они имеют давнюю историю. Методика
“Графический диктант” была предложена в свое время Д.Б. Элькониным, но мало кто
помнит, что прообраз этих диктантов был введен К. Д. Ушинским. В “Азбуке”
Ушинского сначала помещались рисунки для изображения их детьми (переноса) на
квадратной клетке. Все это делалось с целью подготовки глазомера ребенка и
развития мелкой моторики руки.
В чем же особенности
методики “Графический диктант”? Данная методика позволяет определить умение
ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и
возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно
распознавать понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”, “диагональ”, правильно
работать в тетради, сколько клеточек отступить сверху, справа и т.д. В конечном
итоге, не только учит чётко ориентироваться на пространстве бумаги, но и
развивает мелкую моторику руки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.10.2024
Дата обновления: 07.10.2024
Дата публикации: 04.10.2024