15.01.2024
Каждую семью, где растет ребенок, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и одно из них речевое развитие в частности. Родители часто сталкиваются с диагнозом дислалия (функциональная, физиологическая, акустико-фонематическую, артикуляторно - фонематическую, артикуляторно – фонетическую)
Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим ( звук [ р] заменяет на[ л], [с] на[ ш ] и т.д.)
Безусловно, речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте.
Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семьи.
Семья может и должна помогать дошкольном учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.
Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук „Р“. Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него произношение целого ряда звуков нарушено.
Чаще всего дефектными являются: шипящие звуки ш, ж, ч, щ, свистящие — с,сь, з, ц, соноры -р,рь,л,ль.
Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.
Не надо забывать, что речь ребенка формируется поэтапно. Поэтому речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.
К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.
Зачастую родителей волнует вопрос, как быстро можно исправить неправильное звукопроизношение.
Хотим обратить Ваше внимание родители, что сроки преодоления недостатков произношения будут зависеть от ряда факторов:
1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям.
2. Регулярности посещения занятий ребенком. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;
3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;
4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза.
Какие могут быть причины дислалии у детей?
1. Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго «сюсюкают» с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение.
2. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения. Малыш может подражать своим плохоговорящим младшим братьям и сестрам, а также искажённой, неправильной речи взрослых.
3. Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда. Если в раннем возрасте кроха вынужден разговаривать на двух языках(биллилингвизм), он невольно переносит особенности произношения звуков из одного языка на другой, путает и смешивает похожие звуки.
4. Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребёнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии.
5. Снижение слуха.
6. Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата:
- очень короткая подъязычная уздечка.
- слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький.
- неправильный прикус.
- неправильное строение зубного ряда.
- аномальное строение нёба, например, слишком высокое, узкое нёбо мешает правильному произношению многих звуков.
- губы — отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя — тоже могут затруднять четкое произношение губных звуков М, П, Б, Ф, B.
7. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти. Это приводит к неумению ребенка удерживать губы, челюсть и язык в нужном для правильного произношения звуков положении, а также быстро переключаться от одного движения органов артикуляции к другому.
8. Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка.
Позже эти проблемы могут стать причиной общего недоразвития речи, а в школьном возрасте — нарушений чтения и письма.
Таким образом, несмотря на то, что «дислалия» у детей считается самой лёгкой речевой проблемой, её последствия могут быть очень серьёзны!
Поэтому стоит предотвращать те причины, которые вы - уважаемые родители можете предотвратить не «сюсюкайте» с ребенком, побольше читайте сказок, учите стихи и считалки, вовремя водите на обследования к врачам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.03.2024
Дата обновления: 20.03.2024
Дата публикации: 15.01.2024