10.03.2024
Сегодня консультация о пирамиде Вильямса и
Шеленбергера, в быту - пирамида обучения.
Данная пирамида наглядно иллюстрирует, насколько
все обучение ребенка, речь, интеллект, поведение - зависит от нижних этажей
пирамиды, и особенно от «фундамента» - нервной системы.
Основание и вершина пирамиды взаимосвязаны – не обеспечив развитие ребёнка на
нижних «этажах», невозможно сформировать навык, который находится на верхних
«этажах» пирамиды.
Речь, внимание, память, мышление - это высшие психические
функции, находящиеся не в основе пирамиды, а высоко на ней.
Развитие ребенка идет снизу вверх. Каждый навык формируется на фундаменте
предыдущего. Проще говоря - без пропущенных, не проработанных нижних блоков
пирамиды не будет того, о чем мечтают все родители - успешного академического
обучения.
Приведу примеры.
Например, у ребенка сложности - он никак не может
научиться читать и писать. Что делают родители и педагоги? Конечно, заставляют
делать то, к чему нервная система не готова, пытаются "натаскать"
навык. Бесконечные репетиторы, кружки по скорочтению, курсы каллиграфии и т.п.
и т.д. Все это, зачастую, напрасная трата временного и энергетического ресурса
ребенка. Ну, и финансов семьи…
Это не устраняет первопричину. Невозможно
поставить крышу без фундамента. Только владея собственным телом, умением
концентрировать внимание, держать равновесие, координировать свои движения,
ребенок с лёгкостью будет усваивать любые новые знания и навыки.
Не может овладеть чтением и письмом - значит, делаем несколько шагов назад и
вместо "палочек-крючочков", чтения сквозь слезы и дрессуры, мы
занимаемся развитием сенсорных систем, пониманием своего тела, физкультурой,
мозжечковой стимуляцией, нейрокоррекцией.
Допустим даже, что у ребенка нет проблем в овладении школьными навыками. Но при
этом на него жалуются учителя и родители - ребенок спит на уроках, не хочет
сидеть, невнимательный, не слушает учителя и вообще делать ничего не хочет. И
снова смотрим на пирамиду. Ребенок не может сидеть, не может слушать потому, что
его тело и мозг к этому не готовы.
Почему? Ответ на поверхности. Мир изменился,
условия жизни изменились. И детство наших детей, согласитесь, очень сильно
отличается от нашего. Наши дети - сверхценны. Ушли в прошлое дворовые игры
(отличная нейрокоррекция!), по кружкам-школам-секциям детей развозят на машинах
(прощай, пространственная ориентировка), кутают до того как они замёрзнут,
кормят до того как проголодаются, вместо активного времяпровождения - вручают
гаджеты, планированием времени ребенка занимается, чаще всего, мама. И так
далее, и тому подобное. И как итог, в школе большая часть детей много знает, но
физически неспособны учиться...
Ребенок не говорит. Что делаем? …
Раз нет речи - прицельно развиваем только речь. И
забываем о том, что речь — всего лишь верхушка айсберга, это сложная
интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о проблемах в нервной
системе. Если мы хотим помочь малышу заговорить, то мы должны помнить одну
простую вещь - речь развивается через движение, а точнее, вслед за ним.
Поэтому необходимо развивать сенсорную и моторную сферы ребенка, его
двигательные умения и навыки, ориентировку в схеме собственного тела, в
пространстве вокруг себя, максимально обогащать зрительное, слуховое и
тактильное восприятие.
Только тогда, когда у ребенка правильно функционируют сенсорные системы, когда
развиты координационные способности и физические качества и навыки, только
тогда он сможет контролировать свои эмоции и поведение, быть уверенным в
управлении своими движениями и быть успешным в социально-бытовой ориентировке,
а так же воспринимать информацию, коммуницировать…
Эта пирамида - прекрасный наглядный пример для
вас, родители. Рекомендую ее сохранить и периодически в нее поглядывать))
Важно помнить!!! - успешное обучение - это крыша. А фундамент - это
физическая активность, сенсорная интеграция, при необходимости - адаптивная
физическая культура, сенсомоторная и нейропсихологическая коррекция.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.03.2024
Дата обновления: 10.03.2024
Дата публикации: 10.03.2024