Конструирование, как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

12.01.2024


 

Конструирование вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Основная цель работы с детьми в старшей группе – развитие связной речи детей, через обучение составлению рассказа – описания в процессе конструирования.

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

– Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

– Концентрацию внимания.

– Мелкую моторику.

– Умение следовать образцу.Хочу такой сайт

– Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.

В комбинированной группе ведется совместная коррекционная работа учителя-логопеда, воспитателей с детьми, педагога-психолога, поэтому в мы используем виды технического конструированияконструкторы - "Дары Фребеля", деревянные конструкторы, крупный и мелкий материал. Играя дарами Фребеля - от детей требуется умение ориентироваться в свойствах и отношениях предметного мира, создавать верные образы воспринимаемых объектов.

На начальном этапе проблемы связаны с неразвитостью мелкой моторики, слабой ориентировкой в пространстве. Постепенно учим детей строить предметы, разной величины, а так же много мелких игрушек, изображающих людей, животных, транспорт. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для тигра, не вообще домик, а домик для гномика. Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Можно много говорить об активизации речи при изготовлении коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Индивидуальные беседы, вопросы, рассматривание картин способствуют расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали процесс изготовления поделок.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко; дети учатся в верном употреблении понятий (широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.). У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – короче и др.). Совместное конструирование (коллективные постройки, поделки) играют большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умение договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.

 

В результате целенаправленной системы обучения детей с нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики их речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.01.2024

Дата обновления: 12.01.2024

Дата публикации: 12.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».