22.04.2020
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти
слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими,
боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим
слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по
громкости, силе, тембру.
Умение
сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя
научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Для того,
чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать
слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где
необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать
слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой,
даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет
жизни. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр,
приведенных ниже, – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их
привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова,
играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить
звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх
малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и
людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей
памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания,
умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо
встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик.
Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук.
Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.
Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление
звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить
надо не очень громко.
«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание,
выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки
детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на
прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если
начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай
внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно
повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение
различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку
музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда
воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание
инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на
разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный
словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек,
«шумелка», барабан и т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки
выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом
произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их
угадать.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно
воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее
произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат
игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель
предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо,
чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти
поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но
очень четко.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2020
Дата обновления: 22.04.2020
Дата публикации: 22.04.2020