13.10.2023
Зачем нужна гимнастика
Дефекты речи могут серьёзно
отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек
среди детей.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства
артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в
порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители
развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима
гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата,
совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи
говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы
артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно
исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы
начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному
возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно
исправить даже с логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения
получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением
развития речи и называется стёртой формой дизартрии.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для
вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё
нужно знать:
- продолжительность проведения
«зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит
перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте кроху,
лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в
размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за
вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за
правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет
смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не
слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный
массаж.
Виды упражнений
Артикуляционные упражнения бывают
статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и
динамические (участвуют все органы речевого аппарата).
Статические упражнения
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать
позу около 7 – 10 секунд.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на
нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и
удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения
Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение
органов речи.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком
тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
Возрастные особенности детей и гимнастика
Заниматься артикуляционной
гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне
способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык,
произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время
переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие
артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых
проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому
главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания,
знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового
вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко,
бум-бум).
«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не
получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки
поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда
ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать,
в какой воде побывала ложка.
«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его
прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с
органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя
челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по
кругу, вправо и влево).
«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ.
Сначала с верхней, потом с нижней.
Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики»,
«Качели», «Лошадку».
Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок,
которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо
изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и
введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык;
бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования,
увеличивается темп работы.
«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его
узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок
за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка
совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает
только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Улыбается ребёнок,
Хобот вытянул слонёнок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель работы: дать представление о
спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до
автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро
меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит
«хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять.
Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно
уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а
как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.
«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши
(приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу
можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается
искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков.
Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк —
..иск».
«Вкусные» игры с пользой для речи
Дети любят играть, а еще они
обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно
разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
1. Втянуть мармеладку-спагетти,
вытянув губы в трубочку.
2. Зафиксировать палочку
под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
3. Задание то же, только
теперь участвует язык и верхняя губа.
4. Рот открыт, на язык
кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
5. Леденец лежит на языке,
как в чашке. Рот открыт.
6.
Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Желаем вам успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.10.2023
Дата обновления: 15.10.2023
Дата публикации: 13.10.2023