29.11.2022
Возрастные нормы
Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в
сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для
мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
1 год
·
Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
·
Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
·
Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
·
Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
·
Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на
картинке, понимает названия некоторых действий.
·
Эмоционально откликается на речь.
2 года
·
Словарный запас — около 100-200 слов.
·
Хорошо знает и произносит свое имя.
·
Умеет выражать простейшие просьбы словами.
·
Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и
действие (я хочу пить, кукла спит).
·
Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.
В раннем возрасте речь несовершенна –
это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом,
употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый
в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем
существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик,
помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия
специалистов.
Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего
возраста:
·
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
·
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
·
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
·
Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
·
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
·
Игры на развитие слухового восприятия
·
Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного
звукопроизношения
·
Тренировка осознанного моторного планирования.
Рекомендации для родителей по развитию речи в домашних условиях:
·
Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком,
прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все
действия с ребенком сопровождайте словами.
·
Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
·
Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на
ковре, или держа на коленях).
·
Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго
запоминает все, что связано с эмоциями
·
Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
·
Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с
повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно.
Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз, сколько необходимо
ребенку
·
Не ограничивайте природную двигательную активность.
·
Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на
них.
·
Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
·
Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не
«бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
·
Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши
уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
·
Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай
маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
·
Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми
голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в
день.
·
Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше
развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами,
игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают,
катают, соотносят один предмет с другим.
·
Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками.
Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка
найти названную игрушку/предмет/карточку.
·
Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с
помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по
новым местам.
·
Изучайте признаки предметов на контрасте – большой и маленький, тихо и
громко, быстро и медленно, красный и желтый.
·
Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными
игрушками.
В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого
развития, которые можно использовать дома.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.11.2022
Дата обновления: 29.11.2022
Дата публикации: 29.11.2022