Самоконтроль

21.11.2022


 

Самоконтроль начинает формироваться с первого года жизни и продолжает развиваться вплоть до 20–25 лет. Но именно в дошкольном возрасте его роль в развитии личности является ключевой.

 

Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает: 

  контроль импульсов (например, съесть конфету не сейчас, после обеда, чтобы не перебить аппетит) – к 3–4 годам; 

  умение ждать, сдерживая эмоции (по мере взросления: сначала своей очереди поиграть с игрушкой, потом маму с работы, потом оценки за выполненную работу); 

  умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия - увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения; 

  навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (например, умение следовать правилам в играх, делать ходы по очереди); 

  способность предвосхищать возможные трудности в любой деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения (например, обратиться за помощью к взрослому или товарищу); 

  умение регулировать свои действия в соответствии с осмыслением значения слов: «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, дома можно громко слушать музыку, но надо спросить, не помешает ли это другим членам семьи и т. п.).

 

Формирование четырёх последних умений завершается к 6–7 годам. 

Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. Развитие способности контролировать себя —длительный процесс, формирование которого зависит от характера ребенка, а также от особенностей семейного воспитания.

 Хочу такой сайт

Развитие самоконтроля, как и любой другой способности, требует систематической работы. Часто родители допускают серьезные ошибки в воспитании детей, напрямую влияющие на развитие их высших психических функций:

 

1. Запугивание. «Если ты не уберёшь в комнате, не получишь конфету/не пойдёшь в цирк и т.д.» – выбирается то, что наиболее актуально для малыша. Запугивание не ускоряет, а тормозит развитие самоконтроля. В результате у малыша сформируется неправильная цепочка взаимосвязи: «невыполненное задание — лишение удовольствий». А нужно, чтобы связь была такой: «невыполненное задание — невозможность шагнуть на следующую ступень взрослости».

2. Завышенные требования. Нельзя требовать от ребёнка занятий тем или иным видом деятельности дольше, чем предполагается возрастными рамками концентрации внимания. Все задания для ребёнка должны быть посильными и иметь чёткое объяснение сути выполнения. 

3. Ограничение самостоятельности. Если родители держат под контролем всю жизнь ребёнка, не дают ему проявить самостоятельность, у него не будет уверенности в собственных силах, а соответственно и способности предвосхитить возможные трудности, разработать алгоритм их преодоления. 

4. Неправильный акцент при похвале. Для того, чтобы ребёнок понял, что для достижения цели нужно приложить усилия, важно хвалить не результат, а приложенный труд. Например: «Ты красиво нарисовал кошку» будет удачнее, чем: «Ты такой талантливый!» 

5. Непоследовательность и несправедливость. Новые правила каждый день или требование следовать им время от времени формируют безответственную личность. Правила должны соответствовать возрасту малыша (например, в 3-4 года мама помогает убирать игрушки, а в 6-7 лет ребёнок способен сделать это сам). Иначе он не научится полагаться на свои силы. 

6. Взрослость как оправдание. Чтобы требовать от малыша выполнения правил (развивать его внутренний контроль посредством внешнего), взрослым самим нужно однозначно ответить на вопрос: «А всегда ли я соблюдаю эти правила?». И если ответ отрицательный, сначала нужно обратить внимание на воспитание самоконтроля у самого себя.

 

Самоконтроль – это залог успешной коррекционной работы. Только комплексная работа семьи и педагога над формированием волевых процессов у ребёнка обеспечит высокий результат!

К числу высших психических функции ( ВПФ) относят такие функции как память, восприятие, мышление, внимание, моторика, речь, чтение, письмо, счет и др. Правильная сформированность ВПФ является важным фактором развития, обучения и социальной адаптации ребенка.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2022

Дата обновления: 21.11.2022

Дата публикации: 21.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».