02.11.2022
Автоматизировать звук – значит довести приобретенный
ребенком навык до автоматизма. Целью автоматизации является формирование
условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ,
введение звука в самостоятельную речь.
Автоматизация поставленного звука у детей с речевым
недоразвитием проводится поэтапно:
- автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за
педагогом слогов, слогов, словосочетаний, предложений);
- самостоятельное называние речевого материала с
автоматизируемым звуком (слов, словосочетаний, простых предложений) с опорой на
предметные и сюжетные картинки, вопросы воспитателя, опорные слова, схемы
предложений;
- автоматизация в различных формах заученной речи
(чистоговорки, рифмовки, стихи, небольшие рассказы);
- автоматизация звуков в самостоятельной речи (составление
рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказов текстов и
т.п.)
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в
различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации (с-с-с –
насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой целью
используются символы звуков, звуковые дорожки.
Для автоматизации звука в слогах ребенок либо
повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например,
договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са,
ве…сы, бу…сы и т.д.
С этой целью используются наборы предметных картинок,
таблицы из серии «Лото».
Для автоматизации звука в словах используются
предметные и сюжетные картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все
слова назови», «10 игр со звуками», «Путешествие звуковичка», «День рождения
звуков», «Отгадай загадку», «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) – с
опорой на предметные картинки.
Параллельно решаются задачи развития фонематического
анализа. Например, ребенку предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и
правильно произнести слова, содержащие заданный звук. («Найди и зачеркни»)
На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются
навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные
упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен
существительных в именительном и родительном падежах. (Оса – осы, коса – косы,
нос – носы, носок – много носков и т.д.). Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик, сом – сомик, стол – столик
и т.д.). Образование относительных прилагательных (сок из капусты – капустный,
сок из абрикосов – абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными
(вкусный сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т.д.). Существительных с
числительными (один носок, два носка, пять носков и т.д.).
Работа по автоматизации звука в предложениях проводится на
материале уже отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется
путем повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством
упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные
картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут
использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией
«Придумай предложение с данным словом», «Составь предложение».
Работу по автоматизации звука в различных формах
заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок,
небольших рифмовок, потешек, стихотворений. Поскольку ритмизированный текст
более доступен для запоминания и воспроизведения. Далее переходят к заучиванию небольших
рассказов с помощью опорных картинок.
Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с
самостоятельного составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных
картин, пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель
логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью
к правильному его произношению в спонтанной речи. Конечная цель логопедической
работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному
его произношению в спонтанной речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его
речью и требовать правильного произношения звуков во всех видах детской
деятельности, во время режимных моментов, что позволит существенно повысить
эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2022
Дата обновления: 02.11.2022
Дата публикации: 02.11.2022