17.08.2022
Очень большое значение для развития речи
ребѐнка имеет речевая среда, в которой он растѐт. Ребѐнок подражает речи
взрослых, с которыми он чаще всего общается. По этой причине родители, бабушки
и дедушки должны постараться, чтобы их речь была образцом для малыша. Ведь
ребѐнок изначально не знает, как нужно правильно говорить. Он обращает внимание
на взрослых, прислушивается к их речи, старается копировать еѐ, постепенно
приближаясь к образцу.
ü Есть такие родители - «молчуны», которые из-за своих
индивидуальных особенностей совсем мало разговаривают между собой, почти не
общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает
в своѐм развитии, поскольку у ребѐнка есть возможность подражать только
молчанию. Вот малыш и молчит. Молчать в таких условиях будет даже ребѐнок с
нормально развитым речевым аппаратом. Ну, а если у ребѐнка имеются какие-нибудь
нарушения в центральном или периферическом отделах речевого аппарата, то ему
будет очень сложно начать говорить.
Из этого нужно сделать вывод, что с ребѐнком и в его
присутствии нужно разговаривать обязательно. С самых первых дней его жизни
необходимо разговаривать с ребѐнком. Речь должна быть эмоциональной, ласковой,
сопровождаться улыбкой. Эмоциональный контакт с малышом способствует его
полноценному развитию.
ü Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные
звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто
бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного
возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский
стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают
те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и
проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не
серьезная коррекционная работа.
Своевременно обращайтесь за консультацией к специалисту,
при отклонениях в развитии речи ребенка.
ü Часто мы наблюдаем родителей, которые, не имея речевых недостатков,
говорят быстро, невыразительно, нечѐтко проговаривают окончания. Таким же
образом они разговаривают с малышом, отвечают на заданные ребѐнком вопросы.
В этой ситуации ребѐнок также лишѐн
полноценного образца для подражания. Это также может привести его к
возникновению речевых проблем.
Чтобы малыш не перенял от вас подобную манеру речи,
старайтесь в его присутствии говорить неторопливо, чѐтко проговаривая окончания
слов.
ü Иногда случается, что детей дошкольного возраста (а это период активного
речевого развития) «отправляют» в деревню к бабушке. Как правило, бабушки
больше обращают внимание на физическое здоровье детей, а их речевому развитию
не уделяют достаточного внимания.
В таких случаях речь ребѐнка к
моменту поступления в школу часто оказывается недостаточно развитой.
ü Довольно часто взрослые, умиляясь
и подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все
недочѐты детской речи. Это также является одним из видов неблагоприятного
воздействия на речь ребѐнка.
Последствия такого поведения со стороны взрослых будут
негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования своей
речи.
ü Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой
опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме
того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие
которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно
сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе
откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени.
Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не
остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.
Создавайте благоприятный климат в семье,
располагающий к общению всех членов семьи; организовывайте игры, провоцирующие
речевую активность детей.
ü Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто
родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или
спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что
дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Организуйте свободное время ребенка с помощью различных
кружков, секций, общения со сверстниками.
Ведь из-за того, что ребѐнок находится в условиях
неблагоприятной речевой среды, дефекты речи могут появиться даже у детей с
нормально развитым речевым аппаратом. Если у ребѐнка есть какие-нибудь
отклонения в речевом аппарате, то последствия могут быть очень
серьѐзными.
Хотелось бы дать родителям несколько советов, как
можно помочь ребенку в развитии речи.
1.Стимулируйте любые проявления
активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
2. Используйте различные дидактические игры (составление
целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки - собирайки, кубики с
картинками, игрушки-вкладыши).
3. Играйте с пальчиками, лепите из пластилина, ведь на
руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы
активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся
такие забавы:
«Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот
пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!»
4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.
К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки
и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А.
Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова.
Дорогие родители! У вас есть одно очень важное
преимущество по сравнению с самым квалифицированным специалистом-логопедом: вы
находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе
повседневного общения вы можете много сделать для развития речи малыша:
почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним. Не
забывайте о своих возможностях, и у вашего ребѐнка всѐ будет хорошо.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.08.2022
Дата обновления: 17.08.2022
Дата публикации: 17.08.2022