23.05.2022
Впереди лето – пора
отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом
нельзя забывать о своих проблемах.Важно помнить, что сформированные в течение
года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные
стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в
привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в
непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического
воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них
совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо
бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых
навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и
т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти
упражнения и игры.
Закрепление звуков в
речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и
качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется
привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В
логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает»
положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После
продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами.
За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.
Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться
дальше!
Также обогащение
пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически
правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать
ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.
Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно,
кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не
развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать,
понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать
в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Для того, чтобы наша
с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения,
которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке:
прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь,
что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации
звуков
- Следите за поставленными
звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за
год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут
"потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет
работу с логопедом начинать заново.
- 2. Исправляйте неверно
произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО,
произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово
правильно. Главное, обратить внимание на неверное
произношение!
Упражнения для
развития фонематических процессов
- Определение количества звуков
в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,
2, 3, 4?)
- Придумывание слов с
определённым количеством звуков.
- Узнавание слов, предъявленных
ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово
получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
- Образование новых слов с
помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы
получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём
замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом,
лом-ком.)
- Отобрать картинки или назвать
слова, в названиях которых 4-5 звуков.
- Подобрать слова, в которых
заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши,
кошка.)
- Составление слов различной
звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба,
стол, волк. и т.д.
Упражнения для
развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и
синтеза)
- Определение количества слогов
в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой
1?2?3?)
- Придумывание ребёнком слов с
определённым количеством слогов
- Составление слов из слогов,
данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти:
на-ро-во, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных
ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово
получится из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в
соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия
которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из
2, 3, 4-сложных слов - в другое).
- Отхлопать или отстучать слово
по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки.
(Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для
формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения на обучение
изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где
за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна
конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения на обучение
образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
- - Подбери подходящее по
смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка,
а большая …,
- - Закончи предложение: весной
картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- - Назови детенышей животных:
кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы -
… и т.д.
- - Если кораблик из бумаги,
значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- - У лисы хвост лисий, а у
зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- - Если днём жара, то день
жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру.
Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе
разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка
большой на ёлке растёт»)
- Начать предложение, а ребенок
пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на
расширение словарного запаса ребёнка
- Рассматривая картинку, читая
книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые
слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите
подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «назови
все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови
цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни
слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения
выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах,
не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на
развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка
давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о
чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для
него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка
и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте
ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования
связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов,
придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем,
поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.05.2022
Дата обновления: 23.05.2022
Дата публикации: 23.05.2022