15.03.2022
Левшей можно назвать «зазеркальными»
детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об
этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране
чудес». Мало
кто знает, что эта книга написана математиком-левшой, специально для 6-летней
леворукой девочки Эллис Лидл и не предназначалась для широкого круга читателей.
Автор не предполагал, что рассказанная им история мира наоборот, где часы идут
справа налево, близкое оказывается далеким и т.д. станет любимой книгой детей и
взрослых разных поколений. Он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме
выразить свое восприятие мира. Родителям вместе с детьми стоит прочитать это
произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу. Если леворукому
ребенку не оказать помощь в адаптации к окружающему миру, то он будет
чувствовать себя в системе образования, созданной для правшей, как ребенок в
заколдованном мире, где ему все чуждо. Поэтому обязанность взрослых – помочь
ребенку приспособиться к праворукой среде, сделать так, чтобы процесс обучения
протекал безболезненно.
Леворукость ребенка закладывается
еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на
левое и правое полушарие. У правшей доминирует правое полушарие, а
преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного
развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие
становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае
основной является левая рука.
Следует отметить, что у левшей лучше
развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что
левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок
здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих
сверстников.
Принудительное переучивание ведет к
самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным,
беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые
головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические
реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.
Итак, левшу не надо переучивать в
правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие
отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов,
художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно
логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро
перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное,
спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно
ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления,
наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так,
например, Менделеев – левша. Таблицу химических элементов он увидел во сне.
Конечно, при развитии и обучении
леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и
воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны
помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.
У ребенка – левши часто бывают
проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха,
звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с
движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного
возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и
разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры.
Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В
настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми. Эти
игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.
Для развития мелкой моторики рук
также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание
бус. Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают.
Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка
правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что
обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не
режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.
Трудности возникают у леворукого
ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается
образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже
написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим
наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так
аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что
для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте
рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение,
то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно
предположить, что её создатели были леворукими.
Но такие ошибки возникают только в
начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо
быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за
это.
Хотелось бы посоветовать родителям, не
подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо
изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его
полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного
развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и
очень талантливого.
Итак, если ваш ребёнок – левша, то
считайте, что вам повезло.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2022
Дата обновления: 15.03.2022
Дата публикации: 15.03.2022