21.02.2022
Что мы, родители, знаем о детских
пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с
перевязочками. Поначалу пальчики всё
больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее
«наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки;
сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов.
Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они
уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к
заветной цели. Но что стоит за всеми
этими действиями?
В то время как вы умиляетесь «кульбитам»
этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая
работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своим ручками, а он тем
временем активно познаёт мир и умнеет.
Поэтому чем больше вы
уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и
разгибаете их), тем активнее у него развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка
сосредоточен именно на кончиках пальцев, - утверждал известный педагог Василий
Александрович Сухомлинский. Только после всестороннего обследования предметов в
сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и
качествах. Чем больше у малыша
возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем
быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Не верите? Тогда – немного науки….
Исследования ученых показали, что
уровень развития детской речи находиться в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты считают, что
формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся
от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у
ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Очень полезно играть в веселые
пальчиковые игры. С помощью пальчиков можно объяснить и показать всё, что
угодно, - от игрушек и зверушек до чисел
и букв. Пальчики помогут любознательному малышу учиться читать и считать.
Пальчиковые игры и упражнения не
только совершенствуют ловкость и точность движений, но улучшают внимание, память, помогают
научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для
развития творческих способностей малышей, пробуждающих воображение и фантазию.
Если вы будете регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно станут
более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.
Упражнения
на развитие подвижности и гибкости рук
Все
упражнения проводятся в игровой форме.
Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития мелкой
моторики рук вашего ребенка. Выполнять в медленном темпе, а затем по мере
развития моторики пальцев
движения можно ускорить. Каждое занятие имеет свое название,
длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
1.
«Бодание кулачками»
Ребёнок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко
прижимает их друг другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение
несколько раз.
2. «Проверка сцепления»
Ребёнок
сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и
«вкладывает» друг в друга. Пальцы
сжимает. Затем тянет руки в разные стороны. Повторить упражнения
несколько раз, меняя руки.
3. «Давай обнимемся»
Ребёнок
сцепляет пальцы обеих рук и давит
подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторить упражнения несколько раз.
4. «Пальчики прыгают»
Ребёнок
сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец
с большим, указательный с указательным и так далее).
Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова
ногтями, опять подушечками и так далее.
Повторить упражнения несколько
раз.
5. «Карандаш»
Ребёнок
зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинает его
покачивать, имитируя движения маятника.
Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков
верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
То
же самое проделывает левой рукой. Повторить
упражнения несколько раз.
6. «Бусинки – горошки».
Ребёнок
похлопывает по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки.
Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.
7.
«Черепашка»
Подушечками
пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие».
Вытянуть указательный палец с опорой на стол и подтянуть им вперёд весь «домик
черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним,
безымянным пальцами и мизинцем.
Сопровождаем
упражнение чтением стихотворения:
Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней!
Рекомендации
1. Перед игрой
обсудите с ребенком её содержание, отработайте необходимые жесты, движения.
2. Выполняйте
упражнения вместе с ребенком.
3. Все указания
даются спокойным, доброжелательным голосом, четко, без лишних слов. При
необходимости оказывайте помощь.
4. Побуждайте
ребенка произносить текст, хотя – бы частично (особенно начало и окончание
фраз).
5. Выбрав две – три
игры, постепенно заменяйте новым.
6. Никогда не
принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно,
ликвидируйте их или поменяйте игру.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.02.2022
Дата обновления: 18.02.2022
Дата публикации: 21.02.2022