Консультация для родителей «Пальчики помогают говорить»

21.02.2022


Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками.  Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что  стоит за всеми этими действиями?

В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своим ручками, а он тем временем активно познаёт мир и умнеет.

Поэтому чем больше  вы  уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев, - утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Только после всестороннего обследования предметов в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах.  Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Не верите? Тогда – немного науки….

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

            Очень полезно играть в веселые пальчиковые игры. С помощью пальчиков можно объяснить и показать всё, что угодно, -  от игрушек и зверушек до чисел и букв. Пальчики помогут любознательному малышу учиться читать и считать. 

            Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений,  но улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающих воображение и фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.

Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук

Все упражнения  проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук вашего ребенка. Выполнять в медленном темпе, а затем по мере развития  моторики  пальцев  движения  можно  ускорить. Каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

1. «Бодание кулачками»

Ребёнок  сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение несколько раз.

2. «Проверка сцепления»

Ребёнок сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в друга.  Пальцы сжимает. Затем тянет руки в  разные стороны. Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.

3. «Давай обнимемся»

Ребёнок сцепляет пальцы обеих рук  и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторить  упражнения несколько раз.

4. «Пальчики прыгают»

Ребёнок сгибает  пальцы  рук и соединяет их ногтями (большой палец с  большим,  указательный с указательным и так далее). Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее.  Повторить  упражнения несколько раз.

 5. «Карандаш»

Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движения маятника.  Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:

Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

            Быть послушным научу.

То же самое проделывает левой  рукой.  Повторить  упражнения несколько раз.Хочу такой сайт

 6. «Бусинки – горошки».

Ребёнок похлопывает по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:

            Покатаю я в руках

            Бусинки, горошки.

            Станьте ловкими скорей

 Пальчики, ладошки.

 Повторить  упражнения несколько раз, меняя руки.

        7. «Черепашка»

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с опорой на стол и подтянуть им вперёд весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:

            Ножка, ножка, поскорей

            Двигай домик мой сильней!

Рекомендации

1.      Перед игрой обсудите с ребенком её содержание, отработайте необходимые жесты, движения.

2.      Выполняйте упражнения вместе с ребенком.

3.      Все указания даются спокойным, доброжелательным голосом, четко, без лишних слов. При необходимости оказывайте помощь.

4.      Побуждайте ребенка произносить текст, хотя – бы частично (особенно начало и окончание фраз).

5.      Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте новым.

6.      Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.02.2022

Дата обновления: 18.02.2022

Дата публикации: 21.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».