01.11.2021
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Для
четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы,
небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе:
жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при
участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма,
межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется
артикуляционной.
Таким
образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения
многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной
клетки.
Артикуляционная
гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции
нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности
органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,
мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и
каждого звука той или иной группы.
Причины, по которым
необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями
по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и
правильно, без помощи специалиста.
2.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут
уже подготовлены.
3.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым
звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым -
научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое
произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Поэтому целью
артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных
движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение
объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного
произнесения звуков. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная
гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во
многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме
этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление
соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Комната должна быть
чистой, хорошо проветренной.
2. У педагога должны
быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой
гигиенический материал.
4. Проводить
артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки
закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое
упражнение выполняется по 5-7 раз.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
На начальных этапах артикуляционная
гимнастика проводится перед зеркалом под руководством педагога, который
рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение,
а педагог контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью,
темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
Упражнения
выполняются перед зеркалом, медленно, т.к. ребёнку необходим зрительный
контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При
этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок?
Где он находится?
Затем
темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить
за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют
смысла.
В
дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные
игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов,
использование стихотворных текстов, считалки, стихокомплексы, театр пальчиков и
язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и
сказки, «Сказки о весёлом язычке».
Таким
образом, артикуляционные упражнения преподносятся
детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов.
Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не
замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной
моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Начинать
гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием
следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей,
дидактических пособий
Правильное
дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это
энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой
способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным
выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по
длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2021
Дата обновления: 03.11.2021
Дата публикации: 01.11.2021