09.04.2021
«Развитие
графомоторных навыков у детей 6-7 лет»
Что такое графомоторный навык?
Графомоторный навык – это навык овладения письмом.
Письмо – это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует
слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого
зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму ребенка,
может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного
состояния ребёнка в школе.
Подготовка к письму предполагает
развитие у детей:
Мелкой моторики пальцев рук. Учеными
доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и
мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ориентации в пространстве, в частности,
на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху
- вниз, вперед - назад);
Чувство ритма, умение согласовывать темп
и ритм движений, слово и жест;
Изобразительных и графических умений.
Какие же упражнения необходимы
дошкольнику для подготовки к письму?
Это, прежде всего, все виды
изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование –
рисование орнаментов, узоров.
Раскрашивание, с этой целью можно
воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то,
чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических навыков
штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в
штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов
Широко используются различные
графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров
по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и
т. д.
Если у ребенка нарушение графомоторных
навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как
дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать
слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как
аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого
навыка.
У детей, которых нарушены графомоторные
навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения
моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности
ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук
затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Формирование графомоторных навыков
письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и
непростым (процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный,
речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать
проблем школьного обучения.
Для развития мелкой моторики полезны
следующие специальные упражнения:
–
составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а
затем из более мелких палочек;
–
составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
–
вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
–
нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на
нитку с иголкой;
–
сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
–
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
–
завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
–
доставание бусинок ложкой из стакана;
–
складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
–
наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
–
продевание нитки в иголку;
–
пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;
–
стирание ластиком нарисованных предметов;
–
капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
–
надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
–
втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
–
комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь,
используя пальцы только этой руки);
–
прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
–
перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и
обратно;
–
сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных,
поролоновых мячей с шипами (ежиков);
–
игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Желаю вам
успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.04.2021
Дата обновления: 09.04.2021
Дата публикации: 09.04.2021