24.03.2019
Аристотель писал: «Музыка – необходимый
душевный атрибут человеческого существования».
Современное понимание проблемы
музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с
музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке
наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра
на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять
фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный
подход получил распространение во всем мире.
Исследования психологов и педагогов
показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для
общего развития ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию
музыкальных способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше
владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях
в детсаду и в школе.
Начинать развитие музыкальных способностей
лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле
(как и во многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он
хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во
всех начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует
проводить только тогда, когда он в настроении.
Музыкальные инструменты с самого начала работы
с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами
(руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый
человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить:
маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные
палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного
рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.
К этим инструментам без определенной
звуковой высоты, которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические
инструменты, присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту:
маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны
и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и
ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.
Шумовые инструменты – это самое
привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее
доступны детям раннего возраста.Как известно, разнообразие шумовых инструментов
народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой
инструмент выглядит очень нарядно.
Разнообразие шумовых и ударных
инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики,
браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные
коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные
тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого
народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.
Дополняют этот ансамбль ксилофоны и
металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф
(1895-1982) был композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни.
Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра,
танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой
театральности.
Орфовские и шумовые инструменты позволяют
всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому
ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.
Общеизвестно, что прообразами маракасов,
барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы
с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные
кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В
современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Для
изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:
- 1.
Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
- 2. Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
- 3. Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические,
баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
- 4. Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
- 5. Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,
крупа, камешки, ракушки;
- 6. Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки,
палочки, гайки, кольца и пр.);
- 7.
Металлические банки разных размеров;
- 8.
Стеклянные бутылки и фужеры;
- 9. Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады,
расчёски.
И многое другое, из чего можно извлечь
звуки.
Игровой мир озвучен простейшими
самодельными музыкальными инструментами, сделанными самими детьми или вместе с
родителями из всего, что они могут найти и приспособить для извлечения звуков.
Внешний вид и необычное звучание самодельных инструментов еще больше
заинтересовал детей
Для многих детей игра на самодельных и
детских музыкальных инструментах – это средство преодоления
застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства,
внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой
инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2019
Дата обновления: 24.03.2019
Дата публикации: 24.03.2019